about

Выдержки из всемирного ежегодного доклада Хьюман Райтс Вотч за 2001 г.

Европа и Центральная Азия
Общий обзор

Деятельность Хьюман Райтс Вотч

На основе работы в Косово годом ранее Хьюман Райтс Вотч развернула чрезвычайную кампанию реагирования на массовые нарушения в Чечне, которая на протяжении года оставалась одним из основных приоритетов наряду с Центральной Азией и косовским урегулированием.

С переходом в конце осени 1999 г. чеченского кризиса в фазу открытого вооруженного противостояния Хьюман Райтс Вотч направила на вахтовой основе группу научных сотрудников в Ингушетию, где скопилось большинство бежавших от войны. За время полугодовой работы нами были документально зафиксированы нарушения норм международного гуманитарного права как российскими, так и чеченскими силами; мы также настаивали на освещении международными СМИ этого достаточно "закрытого" конфликта и использовали полученные в Ингушетии материалы для своевременной постановки правозащитных вопросов перед российскими властями и мировым сообществом.

Наши представители взяли интервью у более 750 вынужденных переселенцев; нарушения, от которых пострадали эти люди, немедленно предавались гласности в серии пресс-релизов. В феврале, апреле и июне вышли три доклада, посвященные массовым убийствам мирных жителей федеральными силами при проведении "зачисток": Убийства мирных жителей в Старопромысловском районе Грозного, "Не осталось больше счастья": убийства мирных жителей, грабежи и изнасилования в Алхан-Юрте и Новые Алды: резня 5 февраля. В опубликованном в октябре четвертом докладе "Добро пожаловать в ад": произвольные задержания, пытки и вымогательство в Чечне документально фиксировались случаи пыток в российских "фильтрационных пунктах" в регионе. Наши представители на Северном Кавказе проводили работу с международным сообществом и российскими ведомствами в интересах обеспечения надежной защиты перемещенных лиц, которых федеральные силы пытались вынудить к поспешному возвращению.

На протяжении года мы настоятельно призывали международные организации и правительства отдельных стран направить в регион своих представителей, которые могли бы лично убедиться в нарушениях, и оказать давление на Россию в интересах прекращения нарушений и запуска надежного механизма ответственности. В письмах и при встречах мы ставили перед Всемирным банком вопрос о необходимости приостановки финансирования структурной перестройки и увязки выделения России средств с выполнением ей своих обязательств по международному гуманитарному праву.

В отсутствие заслуживающего доверия расследования или уголовного преследования по фактам нарушений в Чечне со стороны российских властей мы обратились с просьбой сделать это к мировому сообществу. С этой целью мы организовали коалицию российских и международных правозащитных организаций, которая добивалась от стран-членов Совета Европы направления в Европейский суд по правам человека межгосударственного иска против России. Мы работали на трех сессиях ПАСЕ в интересах принятия в отношении России надлежащих мер и настоятельно призывали европарламентариев к принятию резолюций, которые требовали бы от России эффективного национального процесса ответственности, а от стран-членов СЕ — обращения в Европейский суд. В ходе переписки с аппаратом генерального секретаря и департаментами по политическим вопросам и по правам человека мы также предупреждали Совет о возможных "подводных камнях" в связи с направлением экспертов для работы в аппарате спецпредставителя российского президента по правам человека в Чечне.

Хьюман Райтс Вотч добивалась создания Комиссией ООН по правам человека международной комиссии по расследованию. Мы призывали верховного комиссара выступить в пользу такой комиссии и работали со странами-членами в интересах принятия на 56-й сессии КПЧ соответствующей резолюции. После того как Комиссия по правам человека высказалась за национальное расследование и участие тематических механизмов, Хьюман Райтс Вотч опубликовала меморандум о невыполнении российской стороной решений КПЧ, призвав страны-члены, в первую очередь США и ЕС, потребовать от России ответа. Именно в этой связи мы обращались к президенту США Б.Клинтону накануне его встречи с российским президентом В.Путиным, а также к европейскому руководству перед саммитом Россия-ЕС. Представители Хьюман Райтс Вотч дважды выступали на слушаниях в Конгрессе США, подчеркивая, что многие нарушения в Чечне фактически являются военными преступлениями, и дважды — перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы. В контактах с ОБСЕ по чеченской тематике основной упор делался на возвращение Группы содействия в Чечню. Рекомендации по Чечне подкреплялись публикацией комментариев в американских и европейских СМИ.

Наши представительства в Ташкенте и Душанбе продолжали работу по документальной фиксации обострения кризиса с правами человека в Центральной Азии, в особенности в Узбекистане. Научные сотрудники Хьюман Райтс Вотч побывали в семи областях республики, чтобы зафиксировать и предать гласности произвольные аресты и пытки сотен людей по обвинению в "религиозном экстремизме"; они также присутствовали на нескольких десятках судебных процессов. Ташкентское представительство регулярно и настоятельно призывало международное сообщество направлять наблюдателей на процессы, проводило брифинги для дипкорпуса о положении с правами человека и организовывало встречи пострадавших от нарушений с высокопоставленными делегациями из США и ЕС. В ходе поездки по трем областям было документально зафиксировано, как органы государственной власти и управления на всех уровнях способствуют усугублению проблемы насилия в семье, принуждая женщин терпеть жестокое обращение в браке.

Представительство в Душанбе вело сбор информации о нарушениях гражданских и политических прав в связи с президентскими (ноябрь 1999 г.) и парламентскими (февраль 2000 г.) выборами. В ноябре 1999 г. доклад Свобода выражения убеждений по-прежнему под угрозой, в котором документально фиксировался резкий рост притеснений и ограничений СМИ, был представлен таджикским властям в ходе серии встреч на высоком уровне. Накануне упомянутых выборов Хьюман Райтс Вотч предприняла правозащитную инициативу, опубликовав несколько подробных меморандумов о грубых нарушениях и направив ряд обращений правительству с настоятельной просьбой о принятии мер к их исправлению. Представительство также проводило регулярные брифинги о положении с правами человека в республике для иностранных дипломатов и сотрудников международных организаций.

Отделение по Европе и Центральной Азии стремилось сделать правозащитный кризис в ЦА приоритетным вопросом мирового сообщества, в первую очередь ООН и ОБСЕ. Эта проблема ставилась нами и перед верховным комиссаром ООН по правам человека М.Робинсон (февраль), а также на встречах с сотрудниками спецдокладчика ООН по пыткам, Рабочей группы по произвольным арестам и исчезновениям и Комитета против пыток, в ходе которых мы призывали их обратиться с запросами на посещение Узбекистана.

Особое внимание Центральной Азии Хьюман Райтс Вотч уделяла на мартовской сессии Комиссии ООН по правам человека, настоятельно призывая к назначению спецдокладчика по Узбекистану. Этот форум мы использовали и для доведения до общественности доклада Не оставляя свидетелей: кампания против правозащитников, чтобы подкрепить свой призыв к принятию Комиссией соответствующей резолюции. Мы также подробно информировали профильные подразделения ООН о случае использования узбекскими властями бланков жалоб в Комитет ООН по правам человека в качестве улики по делу одного из обвиняемых в религиозном экстремизме.

Работа с ООН по Таджикистану преследовала цель обеспечить весомый правозащитный компонент ооновского присутствия после завершения 15 мая работы миссии наблюдателей (МНООНТ). 21 апреля на основании результатов проводящихся непрерывно исследований нами был опубликован меморандум, посвященный неудовлетворительной практике правительства в области прав человека после гражданской войны и последствиям, которыми были чреваты для долгосрочного мира в Таджикистане ограниченные рамки правозащитного мандата МНООНТ. Хьюман Райтс Вотч предложила рекомендации по продолжению работы ООН в республике, в том числе с акцентом на права человека. Соответствующие письма направлялись нами членам Совета Безопасности, были проведены встречи со старшими должностными лицами Департамента по политическим вопросам и аппарата генерального секретаря, а также с сотрудниками постоянных представительств ведущих стран-членов.

Хьюман Райтс Вотч предпринимала усилия по привлечению приоритетного внимания к вопросам прав человека в рамках американо-узбекских отношений и настоятельно призывала администрацию США прибегнуть к политике прямых увязок по Закону о свободе религии в зарубежных странах и программе "Сокращение угроз через сотрудничество". Эта работа проводилась посредством встреч с госсекретарем и другими высшими чиновниками, а также через направление целого ряда писем и меморандумов. На слушаниях в Конгрессе мы опровергали позицию администрации Б.Клинтона, настаивавшей на политическом, а не религиозном характере репрессий в Узбекистане.

На туркменском направлении мы добивались жесткой увязки международного финансирования с улучшением ситуации в области прав человека. Хьюман Райтс Вотч настоятельно призывала Госдепартамент США признать Туркмению не имеющей права на получение кредитов Эксимбанка по правозащитным основаниям и настаивала на полном прекращении кредитования со стороны Европейского банка реконструкции и развития. В январе нами был опубликован пресс-релиз с осуждением ареста Нурберды Нурмамедова — возможно, последнего диссидента в республике, публично критиковавшего решение о продлении на неопределенный срок президентских полномочий С.Ниязова.

Серьезной проблемой на территории бывшего СССР оставались пытки и нарушения процессуальных гарантий. В ноябре 1999 г. на пресс-конференции в Москве был представлен новый доклад Хьюман Райтс Вотч Признание любой ценой: пытки в российской милиции, ставший результатом двухлетнего исследования проблемы пыток в нескольких регионах. На встречах с высокопоставленными представителями российских властей мы призывали их принять соответствующие меры и обращались к мировому сообществу с просьбой поддержать создание центра реабилитации жертв пыток.

Аналогичные проблемы были в числе приоритетных и на Кавказе. На базе своего представительства в Тбилиси Хьюман Райтс Вотч проводила исследования пыток и отката законодательных реформ, которые могли бы содействовать их предупреждению и укреплению процессуальных гарантий. В сентябре на пресс-конференции в Тбилиси нами был представлен доклад Откат реформ в Грузии: поправки затрудняют доступ к правосудию, где была показана фактическая отмена изменений в Уголовно-процессуальном кодексе республики, которые давали бы подозреваемым и обвиняемым по уголовным делам право прямого обжалования процессуальных нарушений в суде еще до начала разбирательства. Поскольку это противоречило обязательствам Грузии по вступлению в Совет Европы, данный вопрос стоял на одном из первых мест в наших беседах с членами делегации Комитета по мониторингу СЕ во время ее майского визита в Тбилиси, а также при работе с Парламентской ассамблеей.

Хьюман Райтс Вотч выступала за расширение участия Всемирного банка в законодательных и судебных реформах, в том числе по конкретным аспектам уголовного права и процесса. На встречах в ноябре 1999 г. и в феврале и июле 2000 г. мы говорили о том, что откат законодательных реформ в Грузии ведет к подрыву общественного доверия к правосудию и, соответственно, противоречит программам ВБ по его укреплению. Наша организация настоятельно призывала Всемирный банк сделать реформу уголовного процесса во всем регионе одним из принципиальных элементов его дальнейшей стратегии предоставления помощи в виде кредитования структурных преобразований; расширить свои возможности по анализу судопроизводства и уголовного процесса, с тем чтобы иметь возможность выявления законодательных положений, противоречащих международно-правовым нормам и стандартам в области прав человека; оказывать содействие в определении соответствующих критериев финансирования.

В преддверии парламентских выборов в Азербайджане 5 ноября Хьюман Райтс Вотч в течение месяца проводила исследование предвыборных нарушений гражданских и политических прав. Наши представители встречались с журналистами тех изданий, которые были необоснованно закрыты или оштрафованы, с кандидатами, которым было произвольно отказано в регистрации, а также с активистами оппозиции, которые подвергались притеснениям со стороны местных властей.

Работа Хьюман Райтс Вотч в послевоенном Косово проводилась по двум направлениям. С одной стороны, мы реагировали на острую необходимость независимой фиксации нарушений международного гуманитарного права периода войны; с другой — исследовали вопросы прав человека в послевоенный период, обращая особое внимание на права меньшинств, процессуальные гарантии и свободу передвижения, то есть факторы долгосрочного влияния на усилия по установлению надежного мира в крае.

На протяжении года мы вели сбор информации о нарушениях международного гуманитарного права в ходе военного конфликта с НАТО в 1999 г. В марте был опубликован доклад об изнасилованиях как инструменте "этнических чисток" в Косово, в котором описывалось 96 случаев изнасилования албанских женщин сербскими и югославскими военнослужащими непосредственно накануне и во время натовской военной операции. В апрельском докладе были показаны нарушения силами НАТО международного гуманитарного права при проведении военной операции, в результате которой погибло более 500 мирных жителей.

Политика Хьюман Райтс Вотч в отношении послевоенного Косово была направлена на то, чтобы напоминать мировому сообществу об уроках боснийского урегулирования: поспешные выборы после войны, особенно связанной с массовым насилием и межэтнической враждой, подрывают долгосрочные перспективы утверждения законности. Об этом мы говорили на мартовской встрече с действующим председателем ОБСЕ, в последующей переписке, а также в июньском меморандуме для дипмиссий и международных организаций и в октябрьской памятной записке для СМИ и других наблюдателей на выборах. В июне мы исследовали вопрос о защите и доступе к правосудию для представителей косовских меньшинств, с акцентом на деятельность в крае международных полицейских сил и КФОР. В ходе встреч в декабре 1999 г. — январе 2000 г. с должностными лицами ЕС и американской администрации представители нашей организации поднимали озабоченности в связи с вероятностью неправосудных процессов по делам о военных преступлениях сербов в косовских судах, где доминируют албанцы.

До свержения С.Милошевича Хьюман Райтс Вотч направляла усилия на привлечение международного внимания к жертвам возросших репрессий югославского режима и на обеспечение максимального международного содействия гражданскому обществу. Мы учитывали значение предстоявших в 2000 г. выборов и в течение всего года подробно фиксировали подавление властями критики. Майский доклад был посвящен мерам правительства против институтов гражданского общества в Сербии, которые рассматривалось властями как источник угрозы, в том числе в отношении оппозиционных партий, независимых СМИ, студенческих организаций, независимых профсоюзов, неправительственных организаций и борцов за гражданские права. Непосредственно накануне голосования мы опубликовали подробный меморандум о том, как власти намеревались фальсифицировать выборы.

После ухода С.Милошевича Хьюман Райтс Вотч направила в Белград своего научного сотрудника, чтобы определить новую правозащитную повестку для Югославии: освобождение политзаключенных из числа косовских албанцев, сотрудничество с МТБЮ в рамках общего восстановления законности, восстановление независимости судебной системы и обеспечение ответственности сил безопасности за нарушения при прежнем режиме. В серии писем и пресс-релизов мы призвали мировое сообщество к сотрудничеству с Сербией в соответствии с практикой, принятой в отношении других балканских государств.

В Хорватии мы уделяли основное внимание правам меньшинств и другим основным гражданским свободам в переходный период смены власти. В декабре 1999 г., в преддверии выборов в начале 2000 г., был опубликован наш доклад, в котором рассказывалось о нарушениях прав на свободное выражение убеждений и на свободу собраний. После избрания новым президентом С.Меси и формирования правительства во главе с премьером И.Рачаном Хьюман Райтс Вотч обратилась к обоим лидерам, предложив рекомендации относительно законодательных и административных мер по обеспечению равного отношения ко всем гражданам Хорватии, включая представителей меньшинств, по содействию возвращению сербских беженцев, а также по реформированию государственной вещательной компании.

В фокусе исследовательской и правозащитной деятельность в Боснии находились два аспекта возвращения беженцев: поддержание помощи со стороны доноров через подчеркивание роли возвращения меньшинств как непременной составляющей прочного мира и законности, и обеспечение прогресса в области возвращения в качестве неизменного условия принятия в Совет Европы. В мае Хьюман Райтс Вотч опубликовала доклад Незаконченное дело: возвращение перемещенных лиц и другие вопросы прав человека в Биелине, в котором было документально показано, как власти этого города саботируют выполнение Дейтонских мирных соглашений, лишая местную общину боснийцев защиты и равноправия и активно препятствуя возвращению боснийцев, изгнанных из города во время войны. В минувшем году мы продолжали изучать вопросы, связанные с препятствиями на пути возвращения меньшинств, в том числе сокращение донорской помощи, систематическое невыполнение местными властями жилищных норм, проблемы с безопасностью, и отсутствие уверенных перспектив получения работы и образования.

В Турции основной упор в исследовательской и правозащитной работе делался на возможности реформ, возникшие с получением Анкарой статуса кандидата в члены ЕС в декабре 1999 г. В сентябрьском докладе Хьюман Райтс Вотч были перечислены конкретные шаги, которые правительство этой страны должно было предпринять, чтобы показать свою готовность соблюдать критерии, предъявляемые к членству в Европейском союзе. Предложенные меры касались пыток, ограничения свободы выражения убеждений и свободы совести, нарушений прав меньшинств, сохранения нестабильности на юго-востоке страны и смертной казни. На протяжении года мы настойчиво продвигали эти вопросы в контактах с официальными лицами как в Брюсселе, так и в Анкаре.

В мае сотрудники Хьюман Райтс Вотч побывали в Анкаре, где встретились с представителями Министерства юстиции и представили доклад, в котором выражалось наше беспокойство в связи с возможностью недопустимой изоляции задержанных в случае принятия предлагавшихся Министерством мер по реформированию тюрем. В ноябрьском меморандуме мы приветствовали определенное улучшение предложенного проекта и настоятельно призвали предпринять дополнительные усилия по приведению предлагаемой реформы в соответствие с международными пенитенциарными стандартами. Продолжалось также изучение проблемы запрета на ношение головного шарфа, и по-прежнему внимательно отслеживался ход дела по вопросу о продаже Турции американских боевых вертолетов на сумму 4 млрд. долларов.

В Западной Европе стратегическим приоритетом нашей организации в минувшем году стала проблема прав рабочих-мигрантов. Проект, в котором участвует несколько стран, призван документально зафиксировать и предать гласности серьезные нарушения в отношении рабочих-мигрантов, остающихся одной из наиболее бесправных групп в регионе, и отсутствие защиты их основных прав со стороны государства. Особую озабоченность вызывало положение тех рабочих, которые находились в условиях принудительного труда: в полурабском состоянии, не получая ничего или почти ничего за свой труд, или в долговой кабале, когда все заработанное ими сразу же засчитывалось в счет "долга" перед работодателем. В октябре исследовательская миссия занималась этими вопросами в Греции.

Мигранты и беженцы становились главной жертвой резкого роста ксенофобии и насилия на расовой почве в Западной Европе в минувшем году. С акцентом на взаимосвязь ксенофобии и дальнейшего ужесточения иммиграционной политики и практики в европейских странах, мы отстаивали права мигрантов и гарантии для беженцев на различных форумах в рамках Всемирной конференции ООН по борьбе с расизмом. Во взаимодействии с Европейским советом по делам беженцев и эмигрантов Хьюман Райтс Вотч опубликовала на региональной подготовительной конференции в Страсбурге меморандум с критикой проекта Заключительных общих замечаний Европейской конференции по борьбе с расизмом. В этом документе были показаны меры со стороны правительств западноевропейских государств, которые подрывают гарантии защиты для обратившихся за предоставлением убежища и мигрантов, открывая очевидные возможности дискриминации для СМИ, общественных и государственных организаций. Чтобы поставить преграду растущей волне ксенофобии и насилия против иностранцев в Европе, мы рекомендовали обеспечить полное соблюдение конвенции о правах беженцев 1951 г., гарантированное предоставление основных прав и свобод и обеспечение трудовых прав для всех мигрантов.

На протяжении года Хьюман Райтс Вотч подчеркивала необходимость большей координации в деле защиты прав человека между действующими в регионе международными организациями. Мы указывали на необходимость организационного и политического сотрудничества между политическими институтами, занимающимися мониторингом и защитой прав человека, и международными донорами, которые начинали все более осознавать значение государственного управления и законности для эффективного развития. Позитивным событием в этом отношении стало возникновение практики цитирования Европейским союзом рекомендаций Совета Европы и ОБСЕ и обязательств в рамках членства в этих организациях в контексте заседаний Совета сотрудничества со странами региона.

В сентябре Отделение Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии принимало участие во встречах представителей неправительственных организаций с должностными лицами Всемирного банка и Международного валютного фонда, которые проводились одновременно с ежегодными сессиями ВБ и МВФ в Праге. Вместе с другими НПО мы, в частности, требовали от Всемирного банка реализации на практике его заявленной приверженности правам человека. В совместном заявлении с Международной федерацией лиг за права человека мы рекомендовали Банку инкорпорировать нормы о правах человека в его политические документы, рассмотреть вопрос о допустимых правозащитных увязках при предоставлении кредитов, увеличить число сотрудников для оценки связи правозащитной ситуации с вопросами развития, а также тесно взаимодействовать и оказывать поддержку работе международных организаций по правам человека.