uzbek

Нарушения прав человека в странах СНГ

Правозащитная деятельность

В 1998 г. власти по-прежнему отказывали в регистрации двум ведущим правозащитным группам республики: Правозащитному обществу Узбекистана (ПОУ) и Независимой правозащитной организации Узбекистана (НПОУ).

21 декабря 1997 г. в Самарканде трех членов НПОУ (Михаила Ардзинова, Джамала Мирсаидова и Эргаша Касымова) остановили сотрудники милиции, когда они направлялись на учредительное собрание Таджикского национального культурного центра Самарканда. Правозащитников доставили в одно из самаркандских отделений милиции, где продержали до того времени, когда собрание должно было закончиться. Через несколько часов М.Ардзинов попытался уйти, однако был схвачен двумя сотрудниками милиции, которые, вместе с еще пятью или шестью милиционерами, несколько раз избили его, бросая на пол. Затем его и Дж.Мирсаидова попросили подписать заготовленное заявление против организации несанкционированных собраний, а когда они отказались, прокурор Б.Садулаев пригрозил арестом на 15 суток. После того как М.Ардзинов и Дж.Мирсаидов были отпущены, они обнаружили, что у отделения их ожидают приблизительно три десятка милиционеров и людей в штатском. Сотрудники милиции вернули Дж.Мирсаидова в отделение; десять из них окружили М.Ардзинова, избили его и затолкали в милицейскую машину. Трое в штатском затем принудительно доставили его в Ташкент, заставляя его сидеть пригнув голову и выслушивать оскорбления. Когда М.Ардзинова отпустили, его предупредили о нежелательности возвращения в Самарканд. Дж.Мирсаидов получил 10 суток административного ареста, однако через три дня был освобожден после протеста Посольства США. Э.Касымова продержали в милиции 14 часов и отпустили, когда он дал подписку о предупреждении не организовывать несанкционированные собрания.

Члены наманганского отделения ПОУ сообщали о систематических преследованиях со стороны местных властей. Неустановленные люди в штатском вели слежку за членами группы, у их домов регулярно дежурили милицейские машины без опознавательных знаков. Родственников арестованных, передававших информацию правозащитникам, вызывали в местную милицию, брали объяснения и угрожали удлинением срока приговора арестованным, если контакты с правозащитниками не прекратятся. В январе члены ПОУ направили письмо руководителю правительственного Института прав человека Уполномоченному С.Рашидовой с предложением о создании совместной комиссии по рассмотрению случаев нарушения прав человека в Наманганской области. В ноябре прокурор Намангана несколько часов опрашивал членов ПОУ по данному письму и по источникам их информации о нарушениях прав человека и событиях в Намангане. Правозащитникам было позволено уйти, не раскрывая своих источников.