uzbek

СЕМЬЯ ИЛИ ЖЕНЩИНА? ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Реакция государства на насилие в отношении женщин

Комитет махалли (кенгаш) и другие органы местной администрации

Махалля — это ограниченная территория проживания нескольких семей, повседневная жизнь в пределах которой регулируется советом во главе с председателем. Исторически махалля возникла как единица местного самоуправления в городах; общинные вопросы традиционно решались старейшинами-аксакалами (белобородыми).102 Аналогичные функции старейшины выполняли и в деревне.103 В советский период местные партийные и государственные структуры проводили выборы утвержденных лидеров общины и кодифицировали полномочия совета махалли и его главы (раис, или секретарь), получавшего жалование от государства.104

В независимом Узбекистане полномочия махалли подверглись дальнейшей кодификации и были расширены по Закону "Об органах самоуправления граждан" 1999 г. (далее — Закон о махалле).105 Статья 7 Закона ясно говорит о том, что "органы самоуправления граждан не входят в систему органов государственной власти", однако на практике махалля находится в подчинении представителя исполнительной власти (муниципального, районного или областного хокима), который утверждает состав актива общины (комитет, или кенгаш) и платит денежное содержание председателю схода граждан (он же председатель махалли — прим. перев.).106 После принятия Закона о махалле на органы местного самоуправления был дополнительно возложен целый ряд властных функций, таких, как контроль за сбором налогов, коммунальными платежами и распределением коммунальных выплат, а также обеспечение общественного порядка, включая регистрацию местожительства членов общины и наблюдение за их религиозной деятельностью. При этом сохраняются и традиционные регулирующие функции в общинной жизни: проведение общественных мероприятий (в том числе свадеб и похорон), организация добровольных общественных работ по поддержанию дорог и оросительной системы, а также поддержка малоимущих.107 Наконец, закон 1999 г. требует от махалли "принятия мер, направленных на защиту интересов женщин, повышение их роли в общественной жизни, формировании духовно-нравственной атмосферы в семье, воспитании молодого поколения".108

На практике это положение приводит к прямому вмешательству председателей махалли, сельсовета или колхоза в регулирование семейных отношений, включая случаи насилия на бытовой почве. Несмотря на утверждения представителей официальных комитетов женщин о том, что "ни одна женщина, особенно узбекская, не станет обсуждать с мужчиной эти проблемы", Хьюман Райтс Вотч установлено, что в обследованных сельских районах женщины предпочитали обращаться напрямую к главному представителю власти, обычно — хотя и не обязательно — мужчине.109

В беседах с представителями Хьюман Райтс Вотч чиновники говорили, что при обращении пострадавшей к махалле ее председатель формирует "комиссию по примирению", в состав которой обычно входит он сам и несколько старейшин (работающих на общественных началах); в комиссии могут также присутствовать женщины из числа местных активистов, члены женсовета и добровольцы-общественники. В некоторых случаях первое собеседование с супружеской парой проводит сам председатель — один или с кем-либо из старейшин. "Комиссия по примирению" подключается в полном составе, если конфликт не удается разрешить сразу. В случае неудачи на уровне махалли вопрос может быть передан в вышестоящую административную инстанцию (сельсовет в районах, где таковые существуют), после чего — в суд или милицию. Необходимость посредничества махалли до обращения в милицию законом не оговорена, однако председатели махалли говорили представителям Хьюман Райтс Вотч, что обычно они решают, разрешить ли жителям махалли обратиться в местные правоохранительные органы. Если же пострадавшие сами идут в милицию, последняя ничего не предпринимает до решения органа местного самоуправления (см. ниже: "Насилие в семье и уголовная юстиция").

Главная задача посредничества общественности — это снять необходимость процессуального реагирования на семейные конфликты. Пострадавшие могут месяцами или даже годами просить местные власти о возбуждении уголовного дела, пока вопрос не будет передан милиции или пока жертва не получит "разрешение" на развод (см. ниже). Председатель сельсовета рассказывал о случае, в котором пострадавшая от насилия в семье незадолго до того добралась до суда, где слушалось ее дело о разводе: "Два года назад она три раза к нам приходила. Вызывали мужа, велели бросить пить. Он обещал. А потом через 10-15 дней опять напился. Предупредили его, что если будет продолжать бить [жену] — сдадим в милицию. За пять месяцев вопрос три раза разбирали на сельсовете, а потом передали в суд".110 В другом случае мать четверых детей девять из пятнадцати лет в браке терпела жестокие побои мужа. Следствием ударов по лицу стало изменение костной структуры лица и носа. Несмотря на побои, местные власти пытались "сохранить семью". По словам замглавы сельской администрации,

Пять лет всей махаллей разбирались с проблемой этой единственной семьи. Он постоянно бил ее, особенно по лицу. Мы решили, что ей нужно подавать на развод".111

Способ примирения семей в махалле свидетельствует о явной тенденции обвинять в нарушениях пострадавшую сторону. Председатель сельсовета так рассказывал об этом представителям Хьюман Райтс Вотч: "Как правило, муж бьет жену, когда она не выполняет свою работу... Мы вызываем женщину и спрашиваем ее сначала, почему он ее бьет. Большинство женщин осознает свою вину. Они понимают, что не сделали чего-то, что должны были".112 Старейшина махалли подчеркивал религиозный аспект: "У мусульман сто обязанностей для женщины и сто — для мужчины. Я спрашиваю женщину, выполняет ли она все сто обязанностей. Проверяю. Если она отвечает "нет", я говорю ей: "Похоже, ты ничего для семьи не делаешь. Отправляйся назад и живи с мужем".113

В своем реагировании на насилие в семье руководство махалли предпочитает карательным мерам методы убеждения и воспитания. Глава администрации одного из сельских районов так объяснял существо вмешательства махалли: "Если виноват муж — мы его не наказываем и не штрафуем. Просто советом помогаем... В каждой махалле есть аксакал, который всех вокруг знает".114 Махалля может пойти на внутренние санкции только в том случае, если насилие в семье приобретает систематический характер: например, виновника могут подвергнуть своего рода общественному бойкоту, рекомендовав членам общины не приглашать его на свадьбы и другие мероприятия. Однако такие меры могут быть приняты скорее за другие поступки, считающиеся противозаконными или антиобщественными (злоупотребление алкоголем или наркотиками), чем непосредственно в связи с семейным насилием.115

Решение вопроса о принятии мер воздействия в значительной степени остается на усмотрение конкретного председателя махалли или местной администрации. Председатель сельсовета рассказывает о своем подходе к делам такого рода: "Иногда ко мне женщины приходят. Женщина приходит, говорит — муж бьет. Вызываю мужа — выясняется, что женщина сама виновата. Поору на него, что если еще поднимет на нее руку — самого бить буду. После этого семья успокаивается".116 Такое отношение должностных лиц, основанное на смеси увещеваний и угроз, не обеспечивает достаточной защиты пострадавших от насилия в будущем. "Его вызывали в женсовет махалли, разговаривали там с ним, — рассказывала одна из женщин. — Неделю все было тихо, а потом он напился и опять побил меня".117

При всем стремлении должностных лиц на уровне махалли убедить женщину остаться с мужем, пусть даже и жестоким, представляется, что их усилия не столь энергичны, если инициатива развода исходит от мужа. Случаи насилия в семье обычно попадают в поле зрения махалли, когда женщина по собственной воле уходит из дома, спасаясь от жестокого обращения. Бывает, однако, и так, что женщину, желающую сохранить брак несмотря ни на что, выгоняют родственники мужа. "Гульчехра", страдавшая от жестоких побоев свекра, тем не менее надеялась остаться с мужем. В первые годы брака многочисленная семья последнего оставила дом в сельской местности, чтобы наняться на сельхозработы близ Ташкента, но из-за болезни новорожденного ребенка "Гульчехра" вернулась с ним к своим родителям. Позднее в родной кишлак вернулся и муж со свекром и свекровью, но по прошествии уже нескольких месяцев после этого, на момент интервью с представителями Хьюман Райтс Вотч, семья мужа все еще отказывалась принять "Гульчехру" назад:

Свекор привел к нам старейшин, чтобы попытаться устроить развод. [Этого хотела семья мужа.] Председатель махалли тоже пришел. Старейшины сказали свекру, чтобы он сам на развод подавал. Председатель махалли велел отцу пойти и забрать у них мои вещи, но отец отказался, сказал, что я хочу жить с мужем... Наши старейшины тоже на стороне его семьи.118

В аналогичном случае родственники со стороны мужа выгнали женщину из дома, чтобы отомстить ее семье, когда один из ее родственников, женатый на сестре мужа, отправил последнюю обратно к родителям. Несмотря на то что женщина была жестоко избита мужем при изгнании, она не теряла надежды на сохранение брака. Муж, однако, потребовал у председателя махалли документы для развода и немедленно получил их.119

Есть, тем не менее, примеры, когда махалля все же пытается помешать мужу выгонять жену, не желающую уходить несмотря на жестокое обращение. Одна из женщин рассказывает, как махалля убедила ее жестокого мужа не выгонять ее с тремя дочерьми: супруг намеревался привести в дом вторую жену:120

Я позвала председателя махалли и спросила мужа [в его присутствии], есть ли у него другая женщина. "Есть, — говорит, — и я приведу ее сюда в тот же день, когда ты уйдешь". Я сказала, что мне некуда идти с детьми. Объясняла. Председатель сказал, что ты сама хорошая, но мужу не нравишься... Сказал мужу, что его жена остается...: "Отнеси ее вещи обратно в дом, и пусть эта ссора будет у вас последняя".121

Меньшая вероятность вмешательства махалли ради "сохранения семьи" при инициировании развода мужчиной свидетельствует о предвзятом отношении по признаку пола и о наличии тенденции к укреплению неравноправия внутри семьи; это также подчеркивает легкость, с которой должностные лица махалли относятся к насилию на бытовой почве. Председатель сельсовета, в подчинении которого находятся 11 махаллей, прямо заявил: "Мы сохраняем семьи, даже когда муж бьет жену. В этом году трое мужчин захотели развод. Я помог им с бумагами, чтобы можно было подавать в суд".122

Только одна женщина сказала представителям Хьюман Райтс Вотч, что вмешательство махалли помогло погасить ссоры с драками между ней и ее супругом; ко времени интервью новых конфликтов не было:

Раз или два он меня бил, орали друг на друга. Как-то после драки я пошла в махаллю, сказала им, что не хочу с ним больше жить. Муж тоже ходил, меня вызвали. Узбеки говорят, что мужа нужно все равно уважать. В махалле сказали, что надо относиться друг к другу хорошо, что сейчас всем трудно. Потом мы вернулись, и постепенно все наладилось".123

В ситуациях систематического насилия в семье, о которых представителям Хьюман Райтс Вотч рассказывали пострадавшие, должностные лица махалли, сталкиваясь с сопротивлением мужа или его родственников, не предпринимали достаточных усилий в интересах улучшения положения женщины или обеспечения ей правовой защиты. Так, когда в ноябре 1997 г. "Рано" вернулась в родительский дом, ее отец пожаловался на ее мужа председателю местного сельсовета. Она вспоминает: "В сельсовете сказали, что знают, что у мужа тяжелый характер; сказали, что попытаются поговорить с ним. Старейшины с отцом пошли к нему, попросили прекратить. Пытались ему советовать. А он попытался задушить отца и выкинул их из дома. Меня тоже опять побил, велел детей никуда не водить..."124 "Рано" несколько раз обращалась в сельсовет, чтобы забрать у мужа документы и вещи, но тщетно:

Второй раз в сельсовет пошла. Я ушла из дома в одном платье — которое на мне было. Попросила их забрать мой паспорт и трудовую книжку. Они его вызвали, он пришел. Я была на третьем месяце... Он стал кричать на меня, когда пришел в контору, и я потеряла сознание. Снова пошла в контору, а он говорит, что ничего мне не даст. Его опять в сельсовет вызвали, а мне опять стало плохо, потому что так боялась его. Без документов на работу не устроишься и на развод подать нельзя. Двадцать дней я в сельсовет ходила. Зима наступала, а у меня только одно платье. Сыну в школу надо. Все вещи сына тоже у него дома остались. Когда уходила — пришлось все бросить. Через двадцать дней работник сельсовета попытался забрать вещи. Муж не дал..."125

Работники махалли обходят проблему физического вреда, причиняемого жертвам насилия в семье, и не признают его уголовным преступлением. "Примирением" они считают прекращение скорее жалоб, чем собственно насилия. Их вмешательство поэтому зачастую преследует цель умиротворения виновника, а не поддержки пострадавшей стороны.


102) Н.Х.Азимова. К вопросу о роли махалли в современной жизни сельского населения Андижанской области. В кн.: Воинствующий ислам и меры противодействия его влиянию. АОН при ЦК КПСС, М., 1988 г., стр. 142-143.
103) Понятие махалля охватывает как территорию проживания общины, так и органы ее управления. Несмотря на то что исторически махалля возникла в городах, в настоящее время в крупных сельских населенных пунктах может происходить внутреннее подразделение на махалли. В таких случаях председатель схода граждан формально подчиняется как сельсовету, так и местной исполнительной власти.
104) Н.Х.Азимова, ук. Соч., стр. 150. Ссылка дается на нормативный документ Верховного Совета УзССР от 4 июля 1983 г., открыто не публиковавшийся.
105) В советский период несколько сельских населенных пунктов могли входить в состав колхоза или совхоза, администрация которых выполняла примерно те же функции, что и махалля в городах.
106) Интервью Хьюман Райтс Вотч с председателем махалли, 22 мая 2000 г.
107) Статья 12 Закона "Об органах самоуправления граждан".
108) Там же.
109) Интервью с председателем областного комитета женщин, 19 мая 2000 г.
110) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 23 мая 2000 г.
111) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 3 июня 2000 г. (тогда же — с пострадавшей).
112) Интервью Хьюман Райтс Вотч,21 мая 2000 г.
113) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 23 мая 2000 г.
114) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 3 июня 2000 г.
115) Интервью Хьюман Райтс Вотч с зам. главы районной администрации, 3 июня 2000 г.
116) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 4 июня 2000 г.
117) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 3 июня 2000 г.
118) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 21 мая 2000 г.
119) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 21 мая 2000 г.
120) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 23 мая 2000 г.
121) Там же.
122) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 21 мая 2000 г.
123) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 23 мая 2000 г.
124) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 20 мая 2000 г.
125) Там же.