uzbek

СЕМЬЯ ИЛИ ЖЕНЩИНА? ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Женщины в узбекском обществе: общий обзор

Положение женщины в семье и обществе

За весь период независимости, не считая вышеупомянутых административных мер, власти ничего или почти ничего реально не сделали для защиты основных прав женщин, в особенности в отношении усложнившегося доступа к образованию и занятости.

В минувшее десятилетие происходило снижение среднего возраста вступления в брак, особенно у девушек, вопреки установленному законом минимальному возрасту в 17 лет для женщин и 18 лет для мужчин.29 Хотя некоторые руководители Комитета женщин и говорили представителям Хьюман Райтс Вотч о своем желании вести с молодыми девушками работу в интересах переноса последними замужества на более поздний срок, с негласного одобрения местных властей действует практика обхода возрастных ограничений через религиозные браки. Ранее замужество же, как правило, ограничивает для женщины возможность получения образования и нахождения работы вне дома.30 Молодая жена, или келин, занимает низшую ступень иерархии в новой семье, в особенности до рождения первого ребенка. Главные решения о ее судьбе (будет ли она работать вне дома, продолжать учебу, характер и интенсивность общения с семьей родителей и другими) принимаются главным образом свекровью и свекром.31

С ранним замужеством непосредственно связано резкое, по сравнению с советским периодом, сокращение получаемых женщиной знаний. В 1991 г. женщины составляли не менее половины населения и 41% студентов высших учебных заведений. К 1997 г. их доля сократилась до 37%. Большинство наблюдателей говорят о сохранении этой тенденции.32 Такому положению, возможно, способствует не только смена характера супружества, но и изменение отношения общества и негласная политика властей: в беседах с представителями Хьюман Райтс Вотч чиновники от высшего образования высказывались за его ограничение для женщин пределами средней школы.33

Как и в других посткоммунистических регионах, экономический спад вызвал непропорциональное снижение статуса женщин и их благосостояния. Следствием общего кризиса в Узбекистане стал резкий рост безработицы, хотя официальная статистика стремится свести эту проблему к минимуму.34 Рост женской безработицы в государственном секторе в определенной степени компенсировался занятостью в неформализованной экономике и сельском хозяйстве. Все большее число женщин оказываются занятыми на низкооплачиваемой работе, получая при этом меньшую, по сравнению с мужчинами, заработную плату.35


29) Семейный кодекс, статья 15. "При наличии уважительных причин, в исключительных случаях хоким района, города по месту государственной регистрации брака может по просьбе лиц, желающих вступить в брак, снижать брачный возраст, но не более чем на один год". По данным официальной статистики, в 1992-98 гг. средний возраст вступления в первый брак оставался на уровне 21 года (в 1995 г. наблюдалось снижение до 20,2 лет). См.: UNDP, Human Development Report: Uzbekistan, 1999 (Tashkent, 1999), p. 74. Однако широкое использование религиозного брака свидетельствует о том, что во многих случаях он совершается ранее государственной регистрации. Более того, некоторые наблюдатели связывают распространение религиозных браков с попытками семей обойти установленный законодательством лимит брачного возраста.
30) Подробнее о правозащитных аспектах раннего замужества см.: Early Marriage, Child Spouses, Innocenti Digest No. 7, March 2001, http://www.unicef-icdc.org/publications/pdf/digest7e.pdf, June 20, 2001.
31) Интервью Хьюман Райтс Вотч с ученым-социологом, 17 мая 2000 г.
32) UNDP, Human Development Report: Uzbekistan, 1999, p. 74.
33) Интервью Хьюман Райтс Вотч с ректором Ташкентского педиатрического медицинского института Д.А.Асадовым. Ташкент, 3 июня 1998 г.; см. также Class Dismissed..p. 16. Свою роль в негативном отношении к высшему образованию для женщин могут играть и экономические факторы, причем связанные не только со стоимостью обучения. Как отмечает один из наблюдателей, молодые девушки стоят значительно дороже тех, кому за 20, даже если у последних есть университетский диплом. В этих условиях малоимущие родственники могут быть заинтересованы в том, чтобы выдать дочерей замуж как можно раньше; семья мужа, со своей стороны, не видит большого смысла вкладывать деньги в образование невестки. Anara Tabyshalieva, "Revival of Traditions in Post-Soviet Central Asia," Making the Transition Work for Women in Europe and Central Asia, World Bank Discussion Paper No. 411 (Washington, D.C., 2000), p. 53.
34) UNDP, Human Development Report: Uzbekistan, 1999, p. 23.
35) Committee on the Elimination of Discrimination Against Women, Initial reports of States Parties, Uzbekistan, CEDAW/C/UZB/1, February 2, 2000, pp. 59-61.