uzbek

СЕМЬЯ ИЛИ ЖЕНЩИНА? ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Краткие выводы

Постсоветское развитие Узбекистана, как и других республик бывшего СССР, сопровождается огромными и неоправданными проблемами в реализации женщинами своих прав. На протяжении последних десяти лет узбекские власти предпринимают попытки ввести для женщин определенные гарантии, главным образом в области социальной поддержки, однако насилие в семье по-прежнему остается серьезной проблемой, не встречающей эффективной реакции со стороны правительства. Более того, государственная политика сохранения семьи и поощрения помощи общественности "проблемным" семьям осложняет положение женщин, сталкивающихся с нарушениями на бытовой почве, зачастую лишая их возможности получить свободу или воспользоваться средствами правовой защиты.

Хьюман Райтс Вотч установлено, что, несмотря на все заявления правительства о широких и эффективных гарантиях прав женщин в Узбекистане, жертвы насилия в семье сталкиваются с двойным давлением — как со стороны мужей (в физической и иной форме), так и со стороны государства. Местная администрация систематически отказывается серьезно заниматься проблемой насилия в отношении женщин, перекладывая вину на самих пострадавших и блокируя их попытки освободиться от жестокого супружества. Виновные в применении к женщинам физической силы практически никогда не привлекаются к уголовной ответственности. Местные власти, следуя указаниям центрального правительства, пытаются вместо этого примирить семьи, зачастую жертвуя безопасностью женщин ради сохранения низких показателей разводов. Главной целью политики государственного вмешательства провозглашается "сохранение семьи". Добиваясь этого, чиновники принуждают пострадавших женщин оставаться во враждебном окружении, игнорируют случаи насилия в отношении женщин и фактически узаконивают безнаказанность их мужей.

В данном докладе рассматривается проблема насилия на бытовой почве в Узбекистане с акцентом на сельские районы, где проживает более 60% населения. Доклад основан на материалах 20 подробных интервью с пострадавшими от насилия в семье в четырех сельских районах двух областей и в одном из городских районов. Каждая из наших собеседниц обращалась за помощью в орган местного самоуправления — махаллю, которая является узаконенной традиционной инстанцией управления общиной, выполняя при этом различные функции государственной власти, в том числе поддержание правопорядка, наблюдение за политическими настроениями и распределение социальных выплат. Интервью проводились научными сотрудниками Хьюман Райтс Вотч в период с мая по июнь 2000 г.; были также опрошены десятки активистов в области прав женщин, адвокатов, судей, работников милиции, врачей и государственных служащих национального, областного, районного и сельского масштаба, а также непосредственно в махаллях. Все наши собеседники соглашались говорить только на условиях полной анонимности: пострадавшие боялись стать "козлом отпущения" в своей общине, а чиновники опасались политических последствий. В силу этого не разглашается даже область, в которой проводилось интервью, и все имена свидетелей изменены.

Основываясь на результатах своих исследований, Хьюман Райтс Вотч предлагает узбекскому правительству, западным странам и многосторонним донорам целый ряд рекомендаций, изложенных в конце настоящего доклада. В частности, мы настоятельно призываем правительство Узбекистана обеспечить уголовное преследование по случаям насилия в семье в полном объеме, предусмотренном законодательством, а также без промедления внести поправки, которые квалифицировали бы преследование и изнасилование жены мужем как уголовное преступление. Власти должны также с особым вниманием отслеживать, чтобы женщины, подвергающиеся насилию на бытовой почве или опасности такого насилия, имели все возможности воспользоваться местными механизмами социальной поддержки и материальной помощи, а также средствами правовой защиты, такими, как развод.