uzbek

"И ОПЯТЬ СПЛОШНОЙ АД..."
ПЫТКИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Отношение государства к проблеме пыток

Нежелание правительства признавать наличие проблемы пыток лишь осложняет ее решение. Неоднократные попытки Хьюман Райтс Вотч вступить по этому вопросу в диалог с официальными лицами в большинстве случаев наталкивались на молчание, опровержения и уклончивость.254

Несмотря на обязательства Узбекистана по международным договорам в области прав человека, министр иностранных дел А.Комилов постоянно уверяет Хьюман Райтс Вотч в том, что эти акты отражают "европейские" стандарты и не вполне относятся к Узбекистану. В беседах с представителями Хьюман Райтс Вотч должностные лица Совета национальной безопасности Узбекистана давали понять, что несоблюдение правительством правозащитных норм до некоторой степени объяснимо или оправдано угрозами безопасности. Как отметил один из чиновников, "существует озабоченность, что проблемы защиты прав человека тесно связаны с защитой безопасности, поэтому важно понимать сложную ситуацию в нашей стране".255

При предъявлении доказательств полицейского произвола должностные лица наиболее заинтересованных министерств либо отмахиваются от конкретных свидетельств о пытках, либо утверждают, что это плод фантазии или преувеличение. В ходе встречи с представителями Хьюман Райтс Вотч в октябре 1999 г. генерал Рашид Кадыров, занимавший тогда пост заместителя генерального прокурора, утверждал об отсутствии жалоб на отказ в доступе к адвокату от находящихся под стражей подозреваемых по уголовным делам.256 Заместитель министра внутренних дел Садулла Асадов настаивал на том, что жалобы на жестокое обращение в милиции — это просто попытка задержанного помешать следствию: "Конечно, что касается жалоб на незаконное обращение во время допроса, да, к нам поступают такие жалобы. Такие жалобы поступают регулярно и даже направляются мне. Но, конечно, нет такого дела, когда преступник с готовностью соглашается работать и сотрудничать с нами... Это редкие заявления, и с такими жалобами на самом деле обращаются люди, которые хотят уйти от уголовной ответственности".257 Даже работники аппарата Уполномоченного утверждали, что не получали жалоб в связи со смертью в заключении в результате пыток, а когда представители Хьюман Райтс Вотч ознакомили их с несколькими такими случаями, они не потрудились записать имена пострадавших.258

Готовность прямо признать сохранение пыток проявил только директор Национального центра по правам человека, ученый-правовед и депутат парламента Акмал Саидов. В обязанности Центра входит подготовка всех документов по правам человека в соответствующие органы ООН, в том числе докладов в Комитет ООН против пыток. В докладе, представленном в феврале 1999 г., признавалось, что "несмотря на усилия, предпринимаемые в интересах предупреждения нарушений в системе уголовного судопроизводства, правоохранительные органы сами сигнализируют о наличии ряда проблем".259 В ходе встречи с представителями Хьюман Райтс Вотч в октябре 1999 г. А.Саидов сослался на дело 1998 г., когда сотрудник милиции был признан виновным в смерти заключенного в Намангане.260 Он утверждал, что в основе таких нарушений лежит незнание международных стандартов. Аналогичная мысль проводилась и в докладе Узбекистана Комитету ООН против пыток: "Коренными причинами нарушений прав граждан являются недостаточная подготовленность и неуважение к юридической процедуре, заложенные в правоохранительной системе, а также незнание населением законов и способов отстаивать свои права".261 Тем не менее доклад все же признает систематическое нарушение права подозреваемого на защитника, что "позволяет проводящему следствие манипулировать показаниями подозреваемого или обвиняемого", а также лишает последних возможности протеста или документальной фиксации применяемых к ним незаконных методов ведения следствия.262 Следующий доклад, направленный Центром в Комитет ООН по правам человека, не отличается такой прямотой: в нем лишь признается "сохранение некоторых недостатков", но не приводится никакой конкретной информации относительно соблюдения содержащегося в МПГПП запрета пыток.263

Узбекистан предпринял некоторое количество законодательных и административных шагов по реформированию системы судопроизводства, однако более радикальные преобразования буксуют, а из принятых мер ни одна не оказала ощутимого воздействия на сокращение масштабов пыток. 1 января 1999 г. Олий Маджлис (парламент) принял новый Уголовно-процессуальный кодекс, который при всем сходстве с предшествующим содержит несколько дополнительных положений о недопустимости пыток. В апреле 1997 г. Генеральной прокуратурой с целью обеспечить соблюдение международных правозащитных норм был создан Координационный совет правоохранительных органов, в который вошли руководители МВД, Министерства юстиции, прокуратуры, Верховного суда, СНБ, Государственного таможенного комитета, аппарата уполномоченного, а также представитель Национального центра по правам человека.264 В октябре 1998 г. президентским указом был образован надзорный орган, призванный ежеквартально оценивать работу старших должностных лиц правоохранительных органов.265 Официальная критика в адрес судей неоднократно проходила в национальной печати в 1998-99 гг.; каждый год десятки судей увольняют за некие "грубые недостатки".266 В мае 2000 г. президентским указом была создана специальная национальная комиссия по отбору судей и аттестации кандидатов, хотя признаков того, что пренебрежение судами по отношению к гарантиям прав человека каким-либо образом учитывается, не наблюдается.267

С целью повышения уровня подготовки сотрудников милиции Национальный центр по правам человека разработал программу правозащитного образования для работников системы охраны правопорядка и чиновников местной администрации, проведя в сентябре 1998 г. серию семинаров для госслужащих. В Академии МВД была создана кафедра прав человека и подготовлено соответствующее методическое руководство для сотрудников милиции.268


254) Запрос Хьюман Райтс Вотч, направленный в МВД 1 августа 2000 г., до настоящего времени остается без ответа. См. Приложение 3.
255) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Бутаяровым. Ташкент, 29 октября 1999 г.
256) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Ташкент, 28 октября 1999 г.
257) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Ташкент, 28 октября 1999 г.
258) Интервью Хьюман Райтс Вотч с руководителем аппарата уполномоченного М.Усмановым. Ташкент, 27 октября 1999 г.
259) Цит. по: Uzbek Committee against Torture Report, p. 10.
260) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Ташкент, 27 октября 1999 г.
261) Uzbek Committee against Torture Report, p. 12.
262) Uzbek Committee against Torture Report, p. 16.
263) International Covenant on Civil and Political Rights, Human Rights Committee, Consideration of Reports Submitted by States Parties under article 40 of the Covenant; Initial reports of States parties due in 1996; Uzbekistan, June 2, 1999 (CCPR/C/UZB/99/1/February 15, 2000), p. 32.
264) Uzbek Committee against Torture Report, p. 14.
265) Uzbek Committee against Torture Report, p. 15.
266) "Uzbek judiciary comes under 'unbearable' criticism," BBC Worldwide monitoring, source Hurriyat, June 27, 2000, p. 6; BBC Worldwide monitoring, source Inson va Qonun [People and the Law], in Uzbek, February 1, 2000, p. 1; BBC Worldwide Monitoring, source Uzbek Television first channel, in Russian, 1430 gmt, February 6, 1998.
267) "A new Uzbek commission set up to select and appoint judges," BBC Monitoring source Khalq Sozi, May 5, 2000, p. 1.
268) Uzbek Committee against Torture Report, p. 28. По сведениям, курс по правам человека в Академии МВД читается с 1997/98 учебного года.