uzbek

"И ОПЯТЬ СПЛОШНОЙ АД..."
ПЫТКИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Пытки

Пытки с применением физической силы

Другие нарушения в обращении

Несколько пострадавших заявляли, что их помещали в крохотные карцеры, размер которых не позволял ни сидеть, ни стоять, ни лежать нормально; в ожидании допроса им приходилось часами или даже сутками оставаться в скорченном положении. Мухаммад Ибодуллаев, один из 15 молодых людей, чье дело слушалось Ташкентским облсудом в августе 2000 г., писал: "... Потом меня заперли в камеру, которая называется 'стаканчик', размером 70 сантиметров на метр. Там невозможно было даже сесть".79

Свидетели рассказывали о случаях использования сотрудниками милиции ножей, которыми на допросе задержанным наносили порезы или рассекали кожу. Данный метод не только причиняет боль и вызывает страх смерти, но и является потенциально опасным для жизни. Свидетельница говорила, что видела шрамы на горле своего брата во время свидания с ним в ташкентской тюрьме, через месяц после ареста в декабре 1998 г.80 Пострадавшие рассказывали также, что сотрудники милиции забивали им под ногти ножницы; свидетели видели тела умерших в заключении, у которых отсутствовали ногти на руках, что позволяет предположить применение такой пытки.81 Есть сообщения и о тушении сигарет о различные части тела или причинении ожогов зажигалками, зачастую — в области гениталий (см. выше: "Изнасилование и другие формы сексуального надругательства").

Две женщины в интервью представителям Хьюман Райтс Вотч рассказывали о двух отдельных случаях, когда сотрудники милиции в Ташкенте держали их в закрытом помещении, по колено наполненном холодной водой. Родственники обеих находились в розыске, и милиционеры использовали женщин как заложников, чтобы вынудить их родственников объявиться. Обеих продержали в таких условиях до утра, они не имели возможности ни присесть, ни прилечь.82 Еще один метод, по словам одного свидетеля, заключается в том, что человека плотно заворачивают в прорезиненную ткань или костюм, после чего поливают его попеременно холодной и горячей водой.83

В одном случае сотрудники милиции вынудили двух женщин сделать аборт, отчасти — как средство добиться признания. В июле 1995 г. была арестована 27-летняя Надира Хидоятова, племянница бывшего посла Узбекистана в США Бабура Малик-оглы (последнему в 1993 г. было предоставлено политическое убежище в США). По сведениям, в тот же день забрали и ее коллегу Асю Тураниязову. Вскоре после этого, как утверждают, обеих женщин перевели в изолятор Службы национальной безопасности.

Там тюремная администрация заставила обеих женщин сделать аборт. Н.Хидоятова находилась примерно на четвертом месяце беременности, А.Тураниязова — на пятом или шестом. По словам двух родственников, которые виделись с Н.Хидоятовой, сотрудники правоохранительных органов, занимавшиеся ее делом, пригрозили, что если она и родственники не дадут формального согласия на аборт, то ее заберут из госпиталя и в любом случае сделают операцию, но в "худших условиях — там вы ее не найдете". Более того, следователь СНБ, как утверждают, предупредил их о нежелательности разглашения информации об аресте и абортах, "или ей будет хуже".84 По словам адвокатов двух женщин, им было предъявлено обвинение в нарушении статьи 182(А) Таможенного кодекса, запрещающей вывоз шкур животных из Узбекистана.

Как утверждают адвокаты, с которыми представители Хьюман Райтс Вотч беседовали по отдельности, каждой из женщин тюремными врачами было сказано, что аборт необходим по медицинским показаниям; впоследствии правомерность этого утверждения была подвергнута сомнению. Обе они говорили адвокатам, что до операции у них не было жалоб на здоровье и они не хотели прерывать беременность искусственно.

Те, кто знаком с этим делом, полагают, что такое возмутительное решение было принято потому, что узбекское законодательство запрещает содержать под стражей беременных женщин до суда; прерывание же беременности позволяет властям держать женщин на законных основаниях, что облегчает получение признательных показаний. В сентябре 1995 г. адвокат А.Тураниязовой сообщала, что после аборта ее подзащитная признала себя виновной.85


79) Хьюман Райтс Вотч располагает письменными показаниями, составленными в августе 2000 г.
80) Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается), 14 мая 1999 г.
81) Письменные показания Аброра Ядгорова Хьюман Райтс Вотч, июль 2000 г.
82) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 29 мая 1999 г.
83) Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается), 17 мая 1999 г. Бывший заключенный, наш собеседник утверждал, что такая пытка применялась к его сокамернику по ташкентскому центру административного задержания. Происходило это, по его словам, в подвале столичного ГУВД.
84) Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается), август 1995 г.
85) После возмущенной реакции на международном уровне, последовавшей в начале октября 1995 г., обе женщины были освобождены до суда. См.: Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч 1996. Нью-Йорк, 1995 г.