uzbek

"И ОПЯТЬ СПЛОШНОЙ АД..."
ПЫТКИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Приложение 3

01 августа 2000 года

Г-ну З.Алматову,
министру внутренних дел
Республики Узбекистан

факс: 7-3712-33-89-34

Уважаемый господин Министр!

Как Вы, надеемся, помните, Хьюман Райтс Вотч является неправительственной некоммерческой организацией, которая ведет работу по исследованию ситуации с правами человека и в интересах ее улучшения в более 70 странах мира. Наше представительство в Узбекистане действует с 1996 г., зарегистрированное Министерством юстиции под № 234 и Министерством иностранных дел под № 53.

Мы исключительно высоко ценим сотрудничество, ставшее возможным благодаря Вам, а также регулярные встречи исполнительного директора Хьюман Райтс Вотч Х.Картнер с должностными лицами Вашего министерства в интересах продвижения нашего диалога по правам человека. Признательны Вам за весьма полезную информацию, которую Вы сообщили нам в письме № 6/983 от 17 декабря 1997 г. В контексте этого сотрудничества просим предоставить нам дополнительные сведения о деятельности в Узбекистане Вашего министерства по трем тематическим направлениям: борьба с пытками, состояние работы по защите прав человека, проблема насилия в семье.

Пытки, к сожалению — во всем мире, являются одной из наиболее комплексных и трудных категорий нарушений прав человека. В настоящее время мы готовим к публикации доклад о пытках в вашей стране, особо стремясь при этом точно и полностью отразить всю работу властей Узбекистана по борьбе с этим явлением. Поскольку Хьюман Райтс Вотч привержена практике полного и объективного освещения документально фиксируемых нами нарушений прав человека, мы были бы весьма признательны Вам за информацию по перечисленным ниже вопросам. Мы готовы отразить в предстоящем докладе все ответы, полученные не позднее 30 сентября с.г.

1. Сколько жалоб поступило в Ваше министерство по случаям неправомерного применения физической силы к задержанным (рукоприкладства) сотрудниками милиции в период 1998 — 2000 гг.? По скольким их этих жалоб были возбуждены уголовные дела? По скольким случаям предъявлялось обвинение в совершении уголовного преступления? Сколько дел завершилось вынесением обвинительного приговора? Делу бы очень помогли любые недавние примеры, если Вы сможете нам их предоставить.

2. Во время нашей встречи в октябре Ваш заместитель Асадов заявил, что Министерство располагает собственными контрольными методами, с тем чтобы не допускать в процессе ареста и следствия никаких случаев недозволенного обращения с задержанными или других нарушений уголовно-процессуального кодекса. Расскажите, пожалуйста об этих механизмах подробнее.

3. Несколько международных организаций, включая ОБСЕ, отмечали, что передали материалы для курсов по правам человека в Академии МВД. Были бы признательны за получение любой возможной информации об этих курсах, в том числе носят ли они обязательный характер, рассматривается ли на них проблема пыток, а также Вашу оценку их эффективности в предупреждении случаев применения пыток.

Второй вопрос, к которому мы хотели бы привлечь Ваше внимание, связан с отдельным случаем нарушения прав человека, вызывающим у нас особую озабоченность, когда родственники заключенного подвергаются притеснениям за контакты с правозащитными организациями. 23 августа Таваккалджон Ахмедов был осужден Андижанским областным судом по статьям 156, 159, 216, 242 и 244 на семнадцать лет лишения свободы. Представители Хьюман Райтс Вотч в Узбекистане и сотрудники местных правозащитных организаций несколько раз беседовали с его родственниками. После этих контактов в дом Т.Ахмедова явился сотрудник милиции из микрорайона Ок-Чопон; войдя без предъявления ордера, он принялся оскорблять членов его семьи. Он поставил им в вину обращение к правозащитным организациям и сказал, что, по его информации, родственники получили от правозащитников некий информационный бюллетень. Милиционер потребовал выдать все документы подобного рода, предупредив, что "им будет хуже", если они этого не сделают. В разговоре с родственниками-женщинами он угрожал избить их в случае отказа выдать правозащитные документы. Родственники Т.Ахмедова отдали сотруднику милиции полученный от представителя Хьюман Райтс Вотч текст раздела по Узбекистану нашего ежегодного всемирного доклада, а также координаты нашего представительства в Ташкенте. После этого милиционер предупредил их о нежелательности дальнейших обращений в какие-либо правозащитные организации.

Такое поведение работника МВД противоречит международно-правовым обязательствам Узбекистана по защите прав человека, в частности свободы слова и ассоциаций. Мы рассматриваем такого рода угрозы и запугивание как попытку вмешательства в деятельность Хьюман Райтс Вотч. Убеждены, однако, что данный случай не отражает официальную политику вашего правительства, и искренне надеемся на то, что Вы разъясните Вашим представителям в Андижане недопустимость подобных действий.

Последний вопрос, который мы хотели бы обсудить с Вами, относится к другой категории нарушений прав человека, которая также, к сожалению, часто встречается в любой стране мира, — проблема насилия в семье. В мае-июне с.г. мы провели ряд встреч с жертвами насилия в семье и представителями властей в самых различных районах Узбекистана. Несколько наших собеседников отмечали, что в 1999 и 2000 гг. Министерство внутренних дел уделяло этому вопросу значительное внимание. Были бы весьма признательны за любую информацию по любым решениям или мерам, принятым вами по насилию в семье, с тем чтобы мы имели возможность полностью и адекватно отразить деятельность правительства Узбекистана по борьбе с этим явлением. Информация, предоставленная до 30 октября 2000 г., будет отражена в нашей готовящейся публикации по данному вопросу. В частности:

1. В настоящее время МВД не ведет статистики поступающих в милицию жалоб на случаи насилия в семье. Планируется ли ввести такой учет?

2. Созданы ли в МВД (или планируются) какие-либо программы повышения квалификации для сотрудников в интересах более эффективного реагирования на жалобы о случаях насилия в семье?

Заверяем Вас, что Хьюман Райтс Вотч весьма высоко ценит возможность сотрудничества с Министерством внутренних дел и внимание, уделяемое Вами нашей организации. Надеемся, что этот конструктивный диалог будет продолжаться и в будущем.

Искренне Ваша

Рейчел Денбер,
и.о. исполнительного директора
Отделения по Европе и Центральной Азии

Копия: послу С.Сафаеву