Таджикистан

Свобода выражения убеждений по-прежнему под угрозой

Цензура и другие средства контроля информации

Наблюдение и "рекомендации" властей

Одной из форм контроля СМИ являются наблюдение властей и их "рекомендации" представителям средств массовой информации относительно того, какие события освещать, а какие — нет. Руководящие указания правительства доводятся до СМИ в том числе и на официальном уровне, когда президент публично высказывается о недостаточной объективности различных агентств. В другом случае, как это было 19 августа 1999 г., в Комитет парламента Таджикистана по международным делам, международным отношениями культуре были вызваны главные редакторы ведущих газет республики; в ходе встречи им было указано на то, что их газеты "полны информации о насилии, жестокости и войнах", при этом они, как правило, игнорируют пропаганду "высоких человеческих ценностей" и "защиту национального достоинства таджикского народа".89 Журналистам также звонят по телефону из министерств безопасности или иностранных дел с предупреждениями о нежелательности появления таких-то материалов или их прямо вызывают в соответствующее министерство. Собранные Хьюман Райтс Вотч свидетельства местных журналистов и тех, кто сотрудничает с международными агентствами, показывают частоту таких "рекомендаций" Министерства иностранных дел и других государственных ведомств, в особенности накануне или после публикации "чувствительных" материалов.

Показательными являются несколько недавних примеров. 4 мая 1999 г. Максуджона Хусейнова вызвали в Министерство безопасности. Он рассказал представителям Хьюман Райтс Вотч следующее:

Меня спросили [Зафар Зарифов], что я говорил Фонду защиты гласности в Москве во время моей последней поездки туда, и потребовали копии всего, что я говорил или раздавал. Они также спрашивали, почему после нападения в октябре 1998 г. я пошел на радиостанцию "Свобода" и в ОБСЕ, я должен был сначала прийти к ним, и т.д. Наконец, мне сказали, что если я буду распространять информацию о нарушениях в отношении средств массовой информации правозащитным организациям, на меня заведут уголовное дело.90

10 мая 1999 г. канибадамский тележурналист Зайниддин Орифов получил вызов в Министерство безопасности, когда он приехал в Душанбе за разрешением на выезд непосредственно перед запланированной поездкой в Швецию. Должностные лица министерства, по сведениям, предупредили его о нежелательности выступлений за рубежом с критикой правительства Таджикистана и рекомендовали ему придерживаться позиции, что "в Таджикистане все хорошо, в республике есть только один президентский кандидат — Рахмонов, а если спросят про Тураева, надо отказаться от комментариев". Ему также сказали, что получение им оппозиционной газеты "Чароги Руз" и частое прослушивание передач радиостанции "Свобода" взяты "на заметку".91


89) "Азия-Плюс", цит. по: RFE/RL Newsline, vol. 3, no. 163, Part I, August 23, 1999.
90) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Максуджоном Хуссейновым. Душанбе, 11 мая 1999 г.
91) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Мухтором Бокизода. Душанбе, 19 мая 1999 г.; "Хроника", май 1999 г. З.Орифов отказался от интервью с представителями Хьюман Райтс Вотч.