Таджикистан

Свобода выражения убеждений по-прежнему под угрозой

Насилие в Таджикистане

Насилие в отношении журналистов

Журналисты, особенно в Душанбе, становятся жертвами разгула насилия, захлестнувшего сегодня таджикское общество. Хотя во многих случаях трудно точно установить причастность властей к насилию в отношении журналистов, их профессиональный статус, исследовательский характер работы и действия — реальные или даже предполагаемые — могут быть чреваты для них смертельной опасностью. За последние два-три года значительно сократилось число внесудебных расправ над журналистами, однако продолжает самым серьезным образом сказываться наследие страха, в основе которого лежит память о громких убийствах корреспондента ОРТ Виктора Никулина в 1996 г. и журналиста Би-би-си Мухиддина Олимпура в 1995 г., помимо 50-80 журналистов, убитых во время гражданской войны и за послевоенный период. К тому же о случаях насилия в отношении журналистов нечасто сообщается в печати, а усилия правоохранительных органов по обеспечению их защиты или предоставлению им законодательных гарантий нельзя до настоящего времени назвать достаточными. Ниже приводятся несколько недавних примеров:

Джумахон Хотами

4 июля 1999 г. 42-летний руководитель пресс-центра МВД Джумахон Хотами был застрелен на окраине Душанбе, по словам родственников, в результате организованного нападения. Дж.Хотами с 1993 г. вел еженедельную телепрограмму "Борьба с преступностью" и пользовался широким авторитетом за бескомпромиссные расследования и разоблачения наркобизнеса. Как утверждают члены семьи, он также, по меньшей мере однажды, навлекал на себя недовольство высокопоставленных чиновников за то, что в своих расследованиях заходил слишком далеко, в результате чего был временно приостановлен выход его телепрограммы.36

Максуджон Хусейнов

Журналист и правозащитник Максуджон Хусейнов неоднократно становился жертвой насильственных нападений или иных притеснений. Корреспондент независимой душанбинской газеты "Чархи гардун", он также сотрудничает с Фондом защиты гласности. В середине дня 1 октября 1998 г. двое мужчин в масках в его отсутствие проникли к нему в дом; один из них был вооружен пистолетом. Они спрашивали у жены М.Хусейнова, где находится ее муж, били ее по груди и колену, травмировали голову. Впоследствии они обыскали дом, присвоив себе деньги и предупредили жену М.Хусейнова, чтобы ее муж "прекратил писать о кандидатах".37 Сам М.Хусейнов только что вернулся 30 сентября из Варшавы, где он прослушал правозащитный курс в Хельсинкском фонде за права человека.

М.Хусейнов сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч, что на протяжении 1998 г. он получил несколько анонимных телефонных звонков с угрозами избиений. В 1995 г. он был арестован и заключен под стражу таджикскими властями за хранение экземпляров независимой газеты "Чароги Руз".38

После протестов на международном уровне в связи с инцидентом 1 октября было начато следствие; представители правоохранительных органов неоднократно посещали М.Хусейнова и беседовали с ним,39 однако в апреле 1999 г. он вновь подвергся нападению неустановленных лиц. Он рассказывает:

Вечером 3 апреля 1999 г., в субботу, я шел домой в 63-м микрорайоне. Только стало темнеть, и когда я проходил мимо 42-й школы, меня схватили двое мужчин двадцати двух — двадцати пяти лет, один — в военном камуфляже, другой — в милицейской форме. Они потребовали документы и угрожающе сказали: "Ты кто такой? Откуда идешь? Что здесь делаешь?", и пр. Я сказал им, что живу здесь, спросил: "Что вам от меня нужно?" Сделал несколько шагов вперед. Но в этот момент сзади раздался выстрел, и я в ужасе бросился на землю, прямо на бетон, так что серьезно повредил левую руку. Затем они силой подняли меня и сказали, что мы идем в отделение. Я назвал милиционера, своего знакомого там, а когда мы пришли, они все время отворачивались от меня, отделение было закрыто. Тогда они обшарили мой бумажник, забрали 500 рублей — все деньги, которые там были, взяли часы. Когда я сказал им, что знаю министра внутренних дел, и назвал других начальников, они несколько поостыли, но несколько раз еще угрожали мне автоматом, а в конце концов отпустили.

На меня могли напасть по двум причинам. Во-первых, потому что я работаю на Фонд защиты гласности, и это не в первый раз на меня так нападают. Вторая причина могла быть, чтобы ограбить. Тем не менее интересно, что правоохранительные элементы сами вот так грабят.40

На момент встречи с представителями Хьюман Райтс Вотч левая рука у М.Хусейнова определенно была повреждена, имела синий цвет, и он не мог ею пошевелить. Расследование, как и по случаю 1 октября, пока не дало никаких результатов.

Меирхаим Гавриелов

В ряде случаев трудно установить, связано ли насилие в отношении журналистов с их профессиональной деятельностью или они просто становятся жертвами общего разгула преступности. Например, 8 июня 1998 г. неустановленные лица проникли в дом 70-летнего М.Гавриелова в Душанбе, избили его и задушили проволокой.41 М.Гавриелов проработал журналистом в Душанбе более 50 лет и был не менее известен как председатель Культурного общества бухарских евреев. По данным Фонда защиты гласности, М.Гавриелов на момент своей гибели был главным редактором газеты Таджикского аграрного университета "Дониш" ("Знание") — должность, которую он занимал с 1979 г. Он являлся также автором нескольких книг. Местные правоохранительные органы и МВД квалифицировали случившееся как самоубийство, заявив, что М.Гавриелов задушил себя подушкой в присутствии несовершеннолетней дочери; по официальной информации, это подтвердила и жена М.Гавриелова.42

Однако имеющееся у Хьюман Райтс Вотч заключение судебно-медицинской экспертизы указывает, что причиной смерти стало удушье вследствие насильственного удушения.43 Очевидец, побывавший в квартире вскоре после убийства, заявил представителям Хьюман Райтс Вотч: "Было ясно, что его задушили, я видел следы у него на шее. К тому же его избили. Я видел ссадины на теле. Если он задушил себя подушкой, тогда — откуда ссадины?"44


36) Интервью Хьюман Райтс Вотч с родственниками Джумахона Хотами. Душанбе, 20 июля 1999 г.; "Азия-Плюс Блиц", № 124, 5 июля 1999 г.
37) Как сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч М.Хусейнов, у него не было статей на политические темы, и он не имел понятия, о каких "кандидатах" могла идти речь. Интервью Хьюман Райтс Вотч с Максуджоном Хусейновым. Душанбе, 13 октября 1998 г.
38) Там же.
39) Интервью Хьюман Райтс Вотч с М.Хусейновым. Душанбе, 24 ноября 1998 г.
40) Интервью Хьюман Райтс Вотч с М.Хуссейновым. Душанбе, 7 апреля 1999 г.
41) Письмо Фонда защиты гласности на имя президента Э.Рахмонова. 21 июня 1998 г.
42) "Азия-Плюс Блиц", № 106, 10-12 июня 1998 г.
43) Судебно-медицинская экспертиза № 208 от 9 июня 1998 г. Д-р Егамбердыев, Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Таджикистана.
44) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя не разглашается. Душанбе, 6 августа 1998 г.