Таджикистан

Свобода выражения убеждений по-прежнему под угрозой

Краткие выводы

Несмотря на то что действующее законодательство в Таджикистане защищает свободу слова и печати, на практике действуют жесткие ограничения свободы выражения убеждений. На протяжении шести лет были запрещены основные политические партии и их печатные издания. В целях ограничения политического содержания остающихся СМИ власти в Таджикистане продолжают использовать самые различные приемы. Журналистов и редакторов запугивают угрозами и "рекомендациями". Государственные типографии зачастую отказываются печатать газеты, публикующие неоднозначные материалы. Лишаются аккредитации иностранные журналисты, чьи репортажи вызывают неудовольствие правительства. Из-за обременительной процедуры лицензирования независимые радиостанции не имеют возможности выходить в эфир. К моменту опубликования настоящего доклада накануне президентских выборов в Таджикистане 6 ноября властями были подавлены в столице все, кроме одной, независимые газеты, публикующие материалы политического характера.

Таджикистан приобрел репутацию одной из наиболее опасных для журналистов стран мира. По меньшей мере 50, а возможно — до 80, журналистов погибло во время гражданской войны в республике и в последующий период, однако ни по одному из этих случаев виновные не были привлечены к ответственности. Общее отсутствие законности и правопорядка в Таджикистане еще более серьезно сказывается на журналистах в силу повышенного риска, присущего их профессии, что является одним из наиболее серьезных факторов самоцензуры.

Гражданская война в Таджикистане официально закончилась подписанием Общего соглашения об установлении мира и национального согласия между правительством и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО). Как и предусматривалось соглашением, запрет на деятельность партий, входящих в ОТО, и их средств массовой информации был снят в августе 1999 г. Однако при существующей политической атмосфере не приходится всерьез рассчитывать на беспрепятственное отражение независимых политических взглядов в таджикских СМИ. На практике медленные темпы реализации мирного соглашения приводят к сохранению серьезных ограничений свободы выражения убеждений. Формальный запрет на партии ОТО и их газеты был снят только через два года после подписания соглашения. Более того, усилия в интересах обеспечения совместных действий правительства и ОТО по осуществлению процесса национального примирения были минимальными и не принесли значительных результатов, по крайней мере до лета 1999 г., когда с приближением очередных президентских и парламентских выборов правительство и ОТО пошли на взаимные уступки, чтобы обеспечить их проведение. Представители ОТО практически не имеют доступа к государственному телевидению и радио. Их попытки высказать свою точку зрения через независимые СМИ сталкиваются с обструкцией и другими трудностями. Политическая оппозиция, не принадлежащая к ОТО, вообще лишена доступа к государственным СМИ, а в последние месяцы сталкивается с усилением ограничений на печать.

Ко времени опубликования настоящего доклада ограничения свободы выражения убеждений приняли критические масштабы. 18 октября 1999 г., протестуя против помех, чинимых властями процессу регистрации президентских кандидатов, ОТО временно вышла из Комиссии по национальному примирению (КНП) (органа, ответственного за реализацию мирного соглашения, — мирный процесс был вследствие этого блокирован), а также из Центральной избирательной комиссии. Оппозиция, в частности, потребовала равного доступа к государственным СМИ для президентских кандидатов. "Джунбиш" — единственная душанбинская газета, публиковавшая взгляды ОТО и других оппозиционных партий, — прекратила выходить в середине октября 1999 г. после угроз и притеснений со стороны властей и отказа государственной типографии, где она обычно печаталась. Наконец, всего за две недели до выборов в списке кандидатов остался лишь президент Э.Рахмонов. Двум кандидатам было отказано в регистрации Верховным судом, третий — от Партии исламского возрождения Таджикистана — снял свою кандидатуру, зарегистрированную в последний момент, заявив, что это решение преследовало лишь цель придать выборам видимость демократических. На момент опубликования настоящего доклада ПИВТ призвала к бойкоту выборов; высказывались опасения, что фамилия ее кандидата все же появится в бюллетене вопреки ее просьбе аннулировать регистрацию.

На момент написания настоящего доклада в Душанбе выходила лишь одна независимая газета, серьезно освещающая политические вопросы, — "Бизнес и политика". Ее позиция, однако, является в значительной степени проправительственной. Ни одна независимая радиостанция не получила лицензии на вещание, в то время как газеты большинства политических партий не имеют возможности выходить. Независимые телеканалы и продюсерские компании по-прежнему подвергаются притеснениям административного и юридического характера; оппозиционные политики практически лишены доступа к