russia_ch

Зарытые улики: "белые нитки" в расследовании массового захоронения в Чечне

Уголовное расследование

Опознание

Принципы 1989 г. при проведении расследования подозрительных случаев обязывают, как минимум, "установить личность покойного".63 Российские власти, однако, не сделали большей части того, что обычно делается для ускорения процесса опознания. В частности, федеральные органы не использовали имеющийся у них доступ к средствам массовой информации для оповещения общества об обнаружении тел, объявления точного времени и места предъявления их на опознание родственникам пропавших без вести или для приглашения на опознание.

Большинство родственников "исчезнувших" и пропавших без вести узнали об опознании по слухам, иногда — чисто случайно. Например, так тетка Магомеда Мальсагова узнала о привезенных из поселка трупах и нашла своего племянника. Она рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч:

Мы ходили на переговорный пункт позвонить сестре, там несколько женщин плакали. Мы спросили, почему они плачут. Они говорят, что трупы, много трупов привезли... И мы решили: пойдем и посмотрим... Пришли, расплакались и назад вышли. Ничего не нашли. Потом вернулись 3-го [марта], я думаю, и нашли там Уматгери, в МЧС. Утром 4-го [марта] снова пошли и нашли Магомеда.64

Родственница Турко Аслаханова, пропавшего 26 ноября 2000 г., также случайно узнала о трупах. Она рассказывала представителям Хьюман Райтс Вотч, что 2 марта 2001 г. пошла в милицию недалеко от базы МЧС, чтобы попытаться получить паспорт для 14-летнего сына:

Я стояла в очереди, когда в ту сторону [к МЧС] шли всякие женщины, самые разные. Спрашиваю у них: "Куда вы?" Они говорят, что "там трупы сложили..., в гараже, и у кого родственники пропали — идут туда на опознание".65

Тело Т.Аслаханова на базе МЧС ей найти не удалось.

К 10 марта 2001 г. было опознано 14 из доставленных в МЧС тел. Вместо того, чтобы постараться сообщить заинтересованным лицам о возможности прийти на опознание, власти в тот же день спешно захоронили 34 трупа, оставшихся неопознанными. Со стороны администрации и следственных органов не последовало ни предварительного объявления, ни объяснений этого шага. При том что до 10 марта новые трупы опознавались практически ежедневно, после этой даты были опознаны тела только двух человек. У следователей были достаточные основания предполагать, что в последующие дни опознание даст новые результаты.

Прокурор Чеченской Республики В.Чернов заверял Интерфакс в том, что "собранных материалов более чем достаточно для любого дальнейшего опознания, каким бы сложным оно ни оказалось".66 Однако следствие не сохранило одежду, бывшую на трупах в момент их обнаружения, — главный признак, по которому можно иногда опознать человека, и одновременно потенциально важное доказательство. Насколько Хьюман Райтс Вотч известно, ни следователи, ни судмедэксперты не располагали оборудованием для рентгеносъемки зубов и характерных особенностей скелета. Также нет оснований полагать, что следствием были предприняты такие действия, как детальная фотосъемка лица и одежды, снятие отпечатков пальцев и взятие образцов для анализа структуры ДНК, которые могли бы помочь опознать человека после захоронения.


63) Принцип 13 гласит: "Тело покойного находится в распоряжении проводящих вскрытие лиц в течение достаточного времени, чтобы позволить им провести тщательное расследование. В ходе вскрытия делается попытка как минимум установить личность покойного и причину и характер смерти. По мере возможности устанавливаются также время и место смерти. В заключение о вскрытии включаются детальные цветные фотографии покойного в целях документального подкрепления выводов расследования. В заключении о вскрытии должны указываться все раны, полученные скончавшимся, в том числе любые признаки пыток".
64) Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается). Назрань, 13 марта 2001 г.
65) Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается). Лагерь для вынужденных переселенцев "Спутник", 5 марта 2001 г.
66) Интерфакс, 2 марта 2001 г., цит. по BBC Worldwide.