Россия / Чечня

"Добро пожаловать в ад"

Произвольные задержания, пытки и вымогательство в Чечне

Рекомендации

Правительству Российской Федерации

То что пытки являются органичным элементом системы уголовного судопроизводства в России, было документально зафиксировано Хьюман Райтс Вотч в 1999 г. в докладе "Признание любой ценой: пытки в российской милиции". В нем даются подробные рекомендации российским властям относительно путей искоренения практики пыток в предварительном заключении и в тюрьмах. Хьюман Райтс Вотч вновь призывает правительство России в приоритетном порядке реализовать эти предложения.

Прекращение практики пыток

  • Дать указание всем федеральным силам, в том числе войскам Министерства обороны, внутренним войскам, ОМОНу и другим подразделениям МВД, а также персоналу в местах содержания под стражей, о необходимости прекратить нарушения международно-признанных прав человека и норм гуманитарного права, в том числе пытки, избиения, незаконное применение физической силы, изнасилования и другие виды негуманного обращения при аресте и в местах содержания; довести до личного состава, что виновные в таких нарушениях будут нести уголовную ответственность; расследовать все заявления о пытках и принять необходимые меры дисциплинарного и судебного характера.
  • Незамедлительно информировать всех задержанных об основаниях ареста и любых обвинениях. Обеспечить всем задержанным немедленный и регулярный доступ к адвокату и предоставить им возможность оперативно обращаться с ходатайством о пересмотре меры пресечения. Обеспечить процессуальные права всем задержанным и/или обвиняемым; информировать родственников о задержании, его причине и местонахождении задержанного. Разрешить задержанным регулярные контакты с семьями.
  • Повторно рассмотреть все признания на предмет установления, не были ли они получены под пыткой; снять все недоказанные обвинения, основанные на полученном под пыткой признании, и воздерживаться от предъявления обвинений на основании такого признания. Обеспечить недопустимость использования полученных под давлением заявлений в любых юридических процедурах, кроме тех, которые направлены на исправление нарушений.
  • Дать указание федеральным силам о немедленном прекращении существующей практики вымогательства, в рамках которой родственники задержанных вынуждены платить российским должностным лицам за их освобождение. Провести полное расследование широкомасштабного вымогательства и привлечь к судебной ответственности всех должностных лиц, в отношении которых будет установлено, что они занимались вымогательством или попустительствовали этому при освобождении задержанных.

Обеспечение ответственности за пытки, а также компенсации и реабилитации пострадавшим

  • Провести полное расследование по заявлениям о нарушениях и недозволенном обращении в заключении, обеспечить полую меру ответственности по суду всех должностных лиц, в отношении которых будет установлено, что они прибегали или попустительствовали применению физического насилия; предоставить компенсацию пострадавшим.
  • Расследовать случаи гибели задержанных в ИВС Чернокозово, интернате в Урус-Мартане и на военной базе в Ханкале на основе стандартов, установленных Принципами эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней ООН. Правительство должно применить всю силу закона к тем должностным лицам, которые будут признаны ответственными за неоправданное применение физической силы или которые попустительствовали такому применению, а также предоставить компенсацию родственникам пострадавших.
  • Сделать доступными для общественности все отчеты о расследованиях нарушений прав человека в Чечне, в частности по расследованию пыток и недозволенного обращения в Чернокозово в соответствии с требованием Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания Совета Европы, отчет по которому должен был быть представлен к июню 2000 г.
  • Предать гласности и регулярно обновлять статистику по лицам, арестованным и обвиняемым в Чечне по преступлениям, связанным с безопасностью, с данными о характере вменяемых им преступлений и местах их содержания. Списки имен и мест содержания под стражей должны быть доступными по первому требованию.
  • Выделить ресурсы на физическую и психологическую реабилитацию жертв пыток, оказав поддержку неправительственным программам. Признать всю тяжесть позора, с которым в чеченском обществе связываются акты сексуального насилия, и поддержать программы реабилитации, направленные на формирование у обратившихся способности противостоять дальнейшему социальному давлению.

Обеспечение доступа для представителей международного сообщества

  • Обеспечить беспрепятственный доступ к задержанным и в места содержания под стражей для представителей Международного комитета Красного Креста (МККК), Группы содействия ОБСЕ в Чечне и представителей верховного комиссара ООН по правам человека.
  • Оказать содействие оперативному осуществлению визитов Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям, спецдокладчика ООН по проблеме насилия в отношении женщин, спецдокладчика ООН по внесудебным, произвольным или суммарным казням, спецдокладчика ООН по пыткам, спецпредставителя генерального секретаря ООН по вопросам участия детей в вооруженных конфликтах, а также спецпредставителя генерального секретаря ООН по делам вынужденных переселенцев.
  • Прекратить затягивание вопроса с развертыванием в Ингушетии и Чечне Группы содействия ОБСЕ.
  • Согласиться на немедленное развертывание в Ингушетии и Чечне независимой международной комиссии по расследованию с полномочиями на проведение расследований нарушений международного гуманитарного права с обеих сторон; комиссия должна также иметь возможность рекомендовать привлечение к уголовной ответственности по конкретным делам.

Спецпредставителю президента России по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике В.А.Каламанову

  • Провести расследование заявлений о пытках, недозволенном обращении в заключении, произвольных арестах, случаях вымогательства и внесудебных расправ в местах содержания под стражей. Попытаться установить виновных в нарушениях и рекомендовать, при необходимости, привлечение их к уголовной ответственности. Обеспечить создание адекватных механизмов защиты пострадавших и свидетелей.
  • Вести мониторинг всех мест содержания под стражей, в особенности изоляторов временного содержания МВД и Минобороны, в Чечне и соседних регионах на предмет их соответствия международным стандартам. Обеспечить задержанным конфиденциальность при выяснении условий их содержания.
  • На основе регулярных выездов на места обеспечить пострадавшим доступ к работникам аппарата спецпредставителя как на всей территории Чечни, так и в лагерях вынужденных переселенцев за пределами республики. Обеспечить, в частности, доступ к работникам аппарата спецпредставителя для тех, у кого были изъяты документы и кто поэтому ограничен в передвижениях.
  • Посетить районы недавних "зачисток" с тем, чтобы убедиться в соответствии действий российских войск международным стандартам.
  • Регулярно публиковать открытые отчеты о деятельности и результатах работы спецпредставителя, а также о мерах, принятых соответствующими властями по выявленным фактам.
  • Добиваться представления Правительством России доклада о нарушениях в Чернокозово в период декабря 1999 г. — февраля 2000 г., как этого требует Комитет по предупреждению пыток, и рекомендовать Президенту предать этот доклад гласности.

Международному сообществу

Представители различных международных организаций и правительства различных стран, в том числе ООН, Европейский союз и США, неоднократно и настойчиво призывали Россию расследовать нарушения в Чечне и привлечь виновных к ответственности. Несмотря на то что российское правительство так и не провело заслуживающего доверия расследования, 25 апреля 2000 г. Комиссия ООН по правам человека не стала настаивать на международном расследовании, ограничившись вместо этого очередным призывом к России. Содержательный прогресс в деле обеспечения ответственности с российской стороны по-прежнему отсутствует. Соответственно, Хьюман Райтс Вотч вновь призывает международное сообщество:

  • Создать международную комиссию по расследованию с целью осуществления наблюдения, проведения расследований и информирования о правозащитных и гуманитарных аспектах военной операции в Чечне, которая имела бы возможность рекомендовать привлечение к уголовной ответственности по конкретным делам; такая комиссия должна также оказывать российским властям содействие в проведении расследований.
  • Поддерживать связь с чеченскими, российскими и международными неправительственными организациями, работающими в области оказания помощи или защиты прав жертв пыток в России, а также оказать поддержку Добровольному фонду ООН для жертв пыток.

Помимо этого, у ОБСЕ, ООН и Совета Европы имеются механизмы и институты, у которых есть полномочия и опыт как по проведению краткосрочных миссий на местах (как в случае с тематическими механизмами ООН), так и по развертыванию среднесрочных операций (ОБСЕ). Хьюман Райтс Вотч полагает, что активное присутствие этих институтов, действующих в самостоятельном качестве, способствовало большей прозрачности при вскрытии нарушений.

ООН

25 апреля 2000 г. Комиссия ООН по правам человека приняла резолюцию с выражением озабоченности в связи с заявлениями о нарушениях в Чечне, "а именно в так называемых 'фильтрационных лагерях'"; резолюция предписывала соответствующим спецдокладчикам и рабочим группам Комиссии посетить регион и настоятельно призывала российское правительство оказать содействие таким визитам. На момент написания настоящего доклада ни одна из миссий не была санкционирована российской стороной.

  • Верховному комиссару по правам человека М.Робинсон следует по-прежнему работать на чеченском направлении. Необходимо установить предельный срок ее повторного визита в регион, проведение которого было обещано российской стороной. Программа визита, который следует провести в кратчайшие сроки, должна включать посещение ряда мест содержания под стражей, упоминаемых в этом докладе, в которых, по сведениям, нарушения продолжаются до настоящего времени.
  • Верховному комиссару по правам человека следует продолжать работать с правительством России в интересах выполнения последним резолюции от 25 апреля.
  • Спецдокладчику ООН по пыткам, спецдокладчику ООН по внесудебным, произвольным или суммарным казням, спецпредставителю генерального секретаря ООН по вопросам участия детей в вооруженных конфликтах, а также спецдокладчику ООН по проблеме насилия в отношении женщин следует активно настаивать на проведении визитов, как предусмотрено резолюцией от 25 апреля, и в рамках своих полномочий расследовать заявления о нарушениях. Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям также должна подключиться к этой работе.

Совету Европы

Участие Совета Европы в Чеченских событиях достигло пика активности в апреле, когда, обеспокоенная неуважением России к правам человека, Парламентская ассамблея временно лишила российскую делегацию права голоса и рекомендовала Комитету министров рассмотреть вопрос о сохранении членства России в СЕ. Однако Комитет министров не пошел на это, и позиция организации стала со временем значительно менее критической. В оправдание приводились ссылки на "улучшение" ситуации и долгое время откладывавшееся прибытие экспертов СЕ для работы в Представительстве В.Каламанова как свидетельство искренности российских усилий по исправлению нарушений прав человека. Страны-члены Совета Европы относятся к Представительству В.Каламанова и его сотрудничеству с экспертами СЕ, как если бы это заменяло собой другие механизмы, которые могли бы обеспечить ответственность за нарушения, в частности выдвижение межгосударственного иска. Страны-члены КПЧ ООН точно также считают это достаточной альтернативой международной комиссии по расследованию. В силу этого Хьюман Райтс Вотч полагает, что работа Представительства должна тщательно контролироваться и быть полностью открытой.

В целом, Совет Европы не задействовал всех имеющихся у него рычагов воздействия, чтобы обеспечить соблюдение Россией правозащитных стандартов, обязательных для стран-членов этой организации. Соответствующие органы и государства-участники СЕ должны, в частности:

  • В соответствии с рекомендацией ПАСЕ предъявить Российской Федерации межгосударственные иски в Европейском суде по правам человека за нарушения, в том числе пытки, в изоляторах на территории Чечни и соседних регионов, а также за другие грубые нарушения международного гуманитарного права, такие, как массовые убийства гражданского населения в Алхан-Юрте и Грозном (Старопромысловский район и Алды);
  • Обеспечить соблюдение Россией в полном объеме требования о проведении "тщательного и независимого" расследования заявлений о нарушениях в обращении в Чернокозово в период декабря 1999 г. — середины февраля 2000 г., в соответствии с мартовским (2000 г.) требованием Комитета Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, которым России также предписывалось "информировать Комитет о его результатах в течение трех месяцев". Совету Европы следует продолжать работать с Россией в интересах опубликования отчетов Комитета российскому правительству и российского правительства Комитету об условиях содержания на Северном Кавказе, включая отчет о нарушениях в Чернокозово.
  • Настаивать на независимости экспертов СЕ, работающих в аппарате В.Каламанова, включая свободу передвижения и право на беспрепятственную связь с Секретариатом СЕ. Обеспечить сохранение их роли — в соответствии с задачей, поставленной генеральным секретарем СЕ В.Швиммером непосредственно перед их направлением на Северный Кавказ, — как "важного шага к нормализации правозащитной ситуации в регионе и привлечению к ответственности виновных в нарушениях прав человека".
  • В соответствии с Декларацией 1994 г. Комитету министров СЕ следует инициировать специальное расследование соблюдения Россией ее обязательств перед Советом Европы. Необходимо учесть доклады генерального секретаря СЕ и экспертов, пришедших к выводу, что Россия уже не выполнила свои обязательства по ответу генеральному секретарю в соответствии со статьей 52.

Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

11 апреля 1995 г. ОБСЕ была создана Группа содействия по Чечне. Ее мандат, безусловно подтвержденный всеми странами-членами Организации, включая Россию, на Стамбульском саммите ОБСЕ в ноябре 1999 г., предусматривает, среди прочего, "обеспечение уважения прав человека и основных свобод" и "содействие доставке в регион международными и неправительственными организациями гуманитарной помощи жертвам кризиса, где бы они ни находились". Группа содействия пользуется "всей возможной свободой передвижения по территории Чеченской Республики, а также по территории соседних субъектов Российской Федерации, если это необходимо для выполнения ее задач". Группа содействия ОБСЕ свернула свою деятельность в регионе с возобновлением боевых действий в сентябре 1999 г.; на момент написания настоящего доклада российские власти активно препятствовали ее возвращению на Северный Кавказ.

  • В соответствии с действующим мандатом Группы содействия ОБСЕ должна немедленно направить в Чечню и Ингушетию расширенную делегацию с целью: сбора доказательств о нарушениях прав человека и гуманитарного права в Чечне; предания гласности любых таких нарушений и представления рекомендаций Правительству России по их пресечению и привлечению виновных к ответственности; мониторинга обращения с вынужденными переселенцами и представления российским властям и международным организациям рекомендаций относительно требующейся гуманитарной помощи.
  • В соответствии со статьями 30 и 31 Кодекса поведения, регулирующего военно-политические аспекты безопасности ОБСЕ 1994 г., ОБСЕ следует настаивать на выполнении Россией обязательств по расследованию нарушений со стороны федеральных сил в Чечне и привлечению виновных к суду. ОБСЕ должна также настаивать на систематической подотчетности России в этой области перед действующим председателем и Постоянным советом.
  • Группе содействия ОБСЕ следует сотрудничать с любым расследованием, проводимым российскими властями, однако любой мониторинг или другая деятельность Группы должны оставаться независимыми и не ассоциироваться с действиями российских государственных органов.

Международному валютному фонду, Всемирному банку, Европейскому банку реконструкции и развития и странам-донорам

  • Незамедлительно приостановить предоставление всех выплат Российской Федерации по несвязанным государственным кредитам, в том числе очередных траншей Всемирного банка в рамках программы кредитования структурных преобразований. Довести до сведения российских властей, что возобновление финансирования возможно только после того, как Российская Федерация предпримет содержательные шаги по ограничению гражданских потерь при проведении военной операции в Чечне. Такие шаги должны включать серьезное, прозрачное и беспристрастное расследование нарушений и привлечение к ответственности виновных, а также согласие на постоянное международное мониторинговое присутствие в Чечне и Ингушетии и всяческое сотрудничество с наблюдателями.
  • Отказаться от переговоров о предоставлении новых кредитов или о пересмотре условий существующих до реализации вышеупомянутых мер.

Европейскому союзу и США

Выступая по вопросу о нарушениях в Чечне на Комиссии ООН по правам человека, министр иностранных дел Португалии Ж.Гама заявил от имени Евросоюза, что "необходимо без промедления провести серьезное и независимое расследование, с тем чтобы призвать к ответу виновных". На том же форуме госсекретарь США М.Олбрайт призывала к "быстрому и прозрачному расследованию всех заслуживающих доверия обвинений". Серьезного расследования нарушений в Чечне российским правительством до настоящего времени не проводилось. ЕС и США необходимо, поэтому, настаивать на двухуровневом процессе ответственности, который сочетал бы в себе как национальное, так и международное расследование. В частности, ЕС и США должны:

  • Подчеркивать в ходе двусторонних и многосторонних публичных и доверительных контактов с Российской Федерацией, что нарушения, совершенные федеральными силами в Чечне, такие, как пытки, внесудебные расправы, изнасилования, мародерство и преднамеренное уничтожение гражданского имущества, составляют военные преступления и серьезные нарушения международного права.
  • Продолжать настаивать на проведении Российской Федерацией тщательного и прозрачного расследования нарушений в Чечне и на привлечении виновных к ответственности, предупредив, что ответственность — это безусловное минимальное требование для дальнейшего развития политических и экономических отношений с Россией, а также для сотрудничества в области безопасности.
  • Выступать против предоставления России очередных выплат по несвязанным государственным кредитам, в том числе очередных траншей Всемирного банка в рамках программы кредитования структурных преобразований. Твердо заявить, что возобновление финансирования возможно только после того, как Российская Федерация предпримет содержательные шаги по ограничению гражданских потерь при проведении военной операции в Чечне и обеспечит ответственность за нарушения. Такие шаги должны включать серьезное, прозрачное и беспристрастное расследование нарушений и привлечение к ответственности виновных; согласие на постоянное международное мониторинговое присутствие в Чечне и Ингушетии и всяческое сотрудничество с наблюдателями; а также решительные меры по пресечению грабежей и уничтожения гражданского имущества в Чечне.