russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Реакция российских властей

Президент и президентские структуры

На уровне российских президентских структур существует определенное понимание того, то пытки являются для России проблемой. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию в апреле 1998 г. президент Б.Ельцин говорил о необходимости активно использовать потенциал правозащитных организаций в интересах защиты прав граждан и отдельно отметил возможность создания системы, направленной на недопущение унижающего достоинство и жестокого обращения с подсудимыми.

7 апреля 1998 г. Постоянная Палата по правам человека Политического консультативного совета при Президенте России, председателем которой является депутат Госдумы Валерий Борщев, провела специальное заседание по проблеме пыток. В ходе встречи представители ГУВД Москвы, Генеральной прокуратуры и московской городской прокуратуры, депутатского корпуса и целого ряда правозащитных организаций обсуждали причины и пути решения этой проблемы, придя к выводу, что пытки в России носят систематический характер.328

Палата по правам человека приняла серию решений, направленных на прекращение пыток. Она одобрила проект закона об общественном контроле за местами содержания под стражей и обратилась к Госдуме с просьбой рассмотреть этот проект в приоритетном порядке. Палата предложила Президенту, Правительству и Комитету Госдумы по законодательству начать процедуру внесения поправок в уголовный кодекс и другие законодательные акты, с тем чтобы квалифицировать пытки и другие виды жестокого и унижающего достоинство обращения как самостоятельное преступление. При палате была создана рабочая группа по разработке программы борьбы с пытками, к участию в работе которой были приглашены представители МВД и Генеральной прокуратуры. МВД было также предложено обсудить, какие формы общественного контроля возможны при действующем законодательстве. Наконец, Палата предложила МВД и Генеральной прокуратуре разработать нормативные акты о порядке работы дежурных адвокатов в отделениях милиции и ИВС, а также об обязательном вручении всем задержанным карточки с перечнем их прав. Ни одно из этих предложений пока не реализовано.

Другой правозащитный орган при Президенте России — Комиссия по правам человека под председательством Владимира Карташкина не упоминала проблему пыток в своем докладе за 1996-97 гг., который был опубликован в конце 1998 г. В том же году, однако, Администрация Президента обратилась в Совет Европы с просьбой о проведении экспертной оценки соответствия его стандартам проекта нового уголовно-процессуального кодекса, что неизбежно должно привести к постановке вопроса о гарантиях против пыток или иных видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. Результаты работы экспертов были представлены в Администрацию Президента в сентябре 1999 г., однако пока так и не преданы гласности.


328) Решение от 7 апреля 1998 г. "О грубых нарушениях прав человека в органах внутренних дел". Полный текст см. в Приложении Д.