russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Ответственность

Обвинительные приговоры по фактам пыток

Дело Олега Игонина

Смерть под пыткой 19-летнего Олега Игонина в Мордовии в 1995 г. (см. выше: "Смерть в заключении или стойкое расстройство здоровья") привлекла беспрецедентное внимание российских СМИ, которые следили за развитием событий с момента гибели задержанного до вынесения тремя годами позже исторического обвинительного приговора в отношении нескольких милиционеров по целому ряду таких преступлений. 2 февраля 1998 г. Верховный суд Республики Мордовия приговорил семерых сотрудников милиции, в том числе А.Даева, Е.Сазонова и А.Гуляйкина, к лишению свободы на срок от трех до девяти с половиной лет. Суд признал милиционеров виновными по двум случаям пыток по статье 171(2) "старого" УК.

Председательствующий Василий Мартышкин направил частное определение в адрес МВД России, обвинив руководство правоохранительных органов Мордовии в сознательном попустительстве широкомасштабной практике пыток в республике. В определении высказывается резкая критика республиканских органов милиции, в особенности — за непринятие мер по предыдущим жалобам о применении пыток двумя осужденными сотрудниками (А.Даевым и Е.Сазоновым). В 1994 г. вместе с С.Антоновым они вызвали "на беседу" в отделение трех человек. В ходе допроса милиционеры применили к ним пытку удушьем и избивали, усадив в позу "конвертик". Приглашенных подозревали в угоне трактора. Частное определение В.Мартышкина гласит:

Уголовное дело по ст. 171, ч. 2 УК РСФСР против сотрудников уголовного розыска было возбуждено 7.06.1994 г. прокуратурой г. Саранска, о чем поставлено в известность руководство МВД Мордовии, Большеберезниковского и Ленинского РОВД. 25.07.95 г. следователь прокуратуры г. Саранска Савинов Д.А. составил в отношении Даева, Сазонова, Антонова, Фролкина, Тутаева.

Руководством МВД Мордовии, несмотря на результаты расследования уголовного дела в отношении Даева, Сазонова, Антонова, Тутаева, Фролкина, не были приняты надлежащие меры, вплоть до отстранения от должности или выведения за штат. Беспечность и попустительство, стремление защитить привело к тому, что Даев и Сазонов совершили еще более тяжкие по последствиям преступления в отношении несовершеннолетнего Лаврентьева А.С. и Игонина О.В.317


317) Частное определение Верховного суда Республики Мордовия по делу 2-4/98 от 12 февраля 1998 г. (курсив — авт.).