russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Ответственность

Расследование уголовных дел и действия суда

Дело Виталия Соколова (Нижегородская область)

В 1997 г. Виталий Соколов был избит сотрудником милиции, а затем освобожден. Местная прокуратура чинила препятствия расследованию дела, в то время как милиционер настойчиво преследовал В.Соколова. В апреле 1997 г., когда В.Соколов направлялся домой с работы, находившийся в состоянии опьянения сотрудник милиции вытащил его из автобуса, обвинил в незаконном хранении наркотиков и стал избивать. На следующее утро В.Соколова отпустили после того, как он подписал показания о том, что он, находясь в автобусе, распивал спиртные напитки, нецензурно выражался и разбрасывал скорлупу от орехов. После посещения травмпункта, где были зафиксированы полученные им травмы, В.Соколов обратился с жалобой в прокуратуру г. Бор. Он рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч:

Колбовская, которой было поручено дело, она меня ни о чем не допрашивала и на основании рапорта того, кто производил служебное расследование, она дала отказ в возбуждении уголовного дела. Я с этим не согласился, написал письменное заявление по этому поводу. После чего она устроила для меня встречу с прокурором города Бор, который саркастично выслушал то, что я ему сказал.... После чего он все-таки возбудил уголовное дело.300

Ко времени посещения Нижнего Новгорода представителями Хьюман Райтс Вотч в октябре 1997 г. следствие по уголовному делу продолжалось уже четыре месяца.

Пока никаких сдвигов. Единственное, что после того, как возбудили уголовное дело, сразу же начались звонки междугородние.301 Звонили мне домой, разговаривали с матерью и называли меня другим именем. Мать отвечала так, что, мол, перестаньте звонить, тревожить... После того, как со мной не связались, [милиционер, якобы избивавший Соколова] сам приехал ко мне домой... После того, как он получил отказ [увидеть Соколова] от моих родителей и требование, чтобы он оставил нас в покое, он произнес такую фразу: "Ну, если я его вытаскивал из автобуса, это не значит, что я его бил".

После чего он приехал на работу ко мне... и там пытался со мной поговорить, но уже в присутствии моего начальника и еще нескольких человек. Я ему сказал: "Мне с тобой не о чем разговаривать". Я просто не представлял, как я могу разговаривать с этим человеком после того, как он меня избил.

В июле 1998 г. прокуратура г. Бор закрыла уголовное дело в отношении сотрудников милиции за недостаточными основаниями.


300) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Нижний Новгород, 19 октября 1997 г.
301) От людей, связанных с этим сотрудником милиции.