russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Обеспечение выполнения Россией своих международных обязательств

OOH

Специальный докладчик по пыткам

Политика содержания под стражей, судебный надзор за задержанием, продолжительность содержания под стражей

Спецдокладчик выступил с резкой критикой российской политики содержания под стражей. В своем докладе он заявил:

В соответствии со статьей 9(3) Международного пакта о гражданских и политических правах содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом. Заключение под стражу до суда должно применяться лишь в том случае, когда оно является законным, разумным и необходимым. Требование относительно "необходимости" толкуется Комитетом по правам человека в узком смысле. По мнению Комитета, содержание под стражей может быть необходимым, "если это диктуется необходимостью недопущения побега, внесения каких-либо изменений в свидетельские показания или повторения преступления"... либо "если данное лицо представляет собой явную и серьезную опасность для общества, которая не может быть ограничена каким-либо иным образом"...Сами по себе тяжесть преступления или необходимость продолжить следствие не являются достаточным основанием для продления сроков досудебного задержания. Основываясь на таком толковании статьи 9(3), было бы трудно считать обоснованной получившую повсеместное распространение в Российской Федерации практику задержания лиц, подозреваемых в совершении впервые ненасильственных преступлений.180

В действительности, по мнению Спецдокладчика, следователи и прокуроры редко избирают иную, чем содержание под стражей, меру пресечения: "Надо сказать, что в своей совокупности следственные и судебные процедуры определения виновности или невиновности подозреваемых оказывают давление на следователя, прокурора и судью в сторону взятия под стражу даже таких лиц, которые совершают ненасильственные преступления впервые."181 Далее Спецдокладчик отметил, что институт судебного надзора за законностью задержания используется ограниченно, поскольку "суды, как правило, подтверждают законный характер заключения под стражу."182

Он также критически оценил длительные периоды времени, которые задержанные проводят в предварительном заключении:

В статье 9(3) Международного пакта о гражданских и политических правах гарантируется также право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Хотя Комитет по правам человека не представил конкретного определения того, что является разумным сроком, ясно, что 18-месячный предел досудебного содержания под стражей в Российской Федерации не совместим со статьей 9(3) Пакта, особенно в свете того, что продолжительность содержания под стражей может затягиваться на годы вследствие необоснованных задержек в ходе судебного разбирательства.183

За время, прошедшее после визита Спецдокладчика, российские законодатели увеличили максимальный срок досудебного содержания под стражей до двух лет.


180) Доклад Спецдокладчика Н.Родли, представленный в соответствии с резолюцией 1994/37 Комиссии по правам человека. E/CN.4/1995/34/Add.1, November 16, 1994. п. 38.
181) Там же, п. 37.
182) Там же.
183) Там же, п. 39.