russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Процесс задержания

Неофициальное задержание

Когда милиция просит человека добровольно прийти в отделение, он формально никоим образом не обязан этого делать. Человека не задерживали, и он, теоретически, может уйти в любое время. Внешне добровольный характер такого посещения на руку милиции, поскольку процессуальный статус человека остается неопределенным, и сотрудники милиции освобождены от необходимости составлять какие-либо протоколы задержания или ареста и объяснять человеку его права.

При задержании человека без ордера сотрудники милиции практически всегда ведут себя достаточно вежливо, чтобы не вызвать подозрений у родственников или окружающих. Они дезоринентируют подозреваемого и его родственников, говоря, что нет ничего серьезного и что человек вернется через несколько часов. Нарушения в обращении начинаются только в отделении или в милицейской машине.

Игорь Каляпин, специалист по проблемам пыток и уголовного судопроизводства Нижегородского общества прав человека,97 обрисовал, по его выражению, "стандартную ситуацию" для Нижнего Новгорода:

Человека дома берут, при этом ведут себя достаточно корректно... Звонят. Открывается дверь. Заходят два-три человека: "Нужен такой-то". Представляются..., показывают удостоверения, может быть, показывают постановление о задержании в порядке статьи 122 [УПК]. Но это не обязательно, очень часто этого не делают. Они приезжают чаще без постановления и просто: "Мы такие-то. Нам с Вами нужно поговорить. По какому вопросу, мы сейчас Вам объясним. Давайте съездим". ... Зачастую родственников вводят в заблуждение.98

Если у сотрудников милиции нет ордера на арест и им не удается уговорить подозреваемого пройти с ними добровольно, они могут применить при задержании силу. Примером является случай с Татьяной Попковой в 1995 г.:

Ко мне приехали сотрудники уголовного розыска..., приехали в позднее время... Никаких удостоверений они не показывали, они сказали: "Мы — сотрудники уголовного розыска, просим Вас проехать с нами". Я отказалась, тогда они меня внаглую затолкали в машину и отвезли в горотдел... Они ждали меня на улице, я приехала на такси.99

Большинство собеседников Хьюман Райтс Вотч соглашались пройти в отделение. Очень многие понимали, что это предложение фактически является приказом и что любой протест или неподчинение чреваты насилием. Многие могли при этом не сознавать, что закон не обязывает их идти в отделение милиции без повестки. В отделении сотрудники милиции проводили с таким человеком, как они иногда говорят, "оперативную беседу". Эти "оперативные беседы"никаким образом не предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом.

Владислав Серегин (Черемхово, Иркутская область) рассказал представителям Хьюман Райтс Вотч, как его задержали:

Я 21 января [1996 г.] сижу дома, я был в отпуске. Примерно в 9 часов — звонок в дверь, жена встает, выходит, он говорит: "Откройте, из милиции". Она открывает ему дверь, он заходит: "Где Ваш муж?"- "Еще спит".- "Поднимите его, пожалуйста, с постели". Я встаю и выхожу, он говорит: "Проедемте в горотдел для дачи Ваших показаний по данному делу". Я без задней мысли одеваюсь и еду в горотдел... Он сказал, что это всего на полчаса, самое большое — на час.100

В милиции В.Серегину угрожали применением физической силы, если он не сознается. Имеющий жену, которая собиралась рожать, В.Серегин подписал признание о том. что украл мясо с мясокомбината, на котором работал, и был отпущен домой. Суд официально начался в сентябре 1997 г., однако судья неоднократно переносила заседание. В январе 1998 г. дело все же было рассмотрено. Суд не принял во внимание заявления В.Серегина об угрозах в его адрес и приговорил его у полутора годам лишения свободы условно.


97) Нижегородское общество прав человека в течение нескольких лет вплотную занималось проблемами пыток и нарушений в обращении в милицейских КПЗ и других местах содержания под стражей и опубликовало несколько докладов, где документально зафиксированы десятки случаев применения пыток в 1997 и 1998 г.г. Подробнее см. web-страницу Общества. И.Каляпин сотрудничает с обществом по проблемам уголовной юстиции с 1993 г.
98) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Нижний Новгород, 17 октября 1997 г.
99) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Усолье-Сибирское, Иркутская область, 8 апреля 1998 г.
100) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Черемхово, Иркутская область, 2 апреля 1998 г.