russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Медицинские доказательства

Поскольку пытки, по общему правилу, происходят в отсутствие свидетелей, которые были бы готовы дать показания, медицинские данные служат наиболее надежным доказательством, подтверждающим заявление пострадавшего о применении к нему пыток.64 Они имеют решающее значение не только для привлечения к ответственности виновных в противоправных действиях сотрудников милиции, но и при исключении из показаний признания, которое было получено под давлением.

Для пострадавших от пыток исключительно важно пройти обследование у врача или судмедэксперта как можно быстрее после того, как факт пытки имел место. Сразу после пытки врач зачастую с большой долей уверенности может установить, когда были получены телесные повреждения и чем они были причинены. Например, следы ожогов на коже могут свидетельствовать о применении электрошока, а синяки продолговатой формы — об ударах дубинками. В сочетании с документами о дате и времени задержания факт применения недозволенных методов может в ряде случаев быть доказан неопровержимо. Тем не менее с каждым следующим днем уменьшается степень уверенности, с которой врач может утверждать о связи полученных травм с пытками; за месяц большая часть физических следов исчезает, если только после травм не остается шрамов или они не приводят к хроническим последствиям.65

Важность быстрого получения доступа к врачу признается ведущими международно-правовыми актами, такими как Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (Принципы задержания ООН). Принципы задержания требуют, чтобы задержанному "в возможно кратчайшие сроки после его прибытия в место содержания была предоставлена возможность пройти медицинское обследование".66 При необходимости должна быть оказана дальнейшая медицинская помощь; задержанные, в большинстве случаев, имеют право на повторное обследование.67 Результаты обследований должны быть соответствующим образом зафиксированы.68 Стандартные минимальные правила обращения с заключенными ООН требуют предоставления задержанным до суда возможности пользоваться услугами собственного врача.69

В России, однако, жертвам пыток редко выпадает возможность быстро обратиться к врачу. Российский уголовный процесс, нежелание врачей иметь дело с милицией и просто нехватка средств делают маловероятным получение пострадавшими документальных медицинских подтверждений о применении пыток.


64) В то время как физические последствия пыток проходят довольно быстро, психическая травма может ощущаться в течение многих лет. Результаты исследования датского специалиста в этой области Оле Веделя Расмуссена, опубликованные в Датском медицинском вестнике в 1990 г., показывают, что долговременные симптомы наблюдаются у приблизительно двух третей прошедших обследование пострадавших от пыток. Наиболее часто фиксировались расстройства сна, раздражительность, тревожность и депрессия. Психиатрическое обследование жертв пыток могло бы стать важным источником доказательств их применения. Во время нашей работы в России, однако, нам не довелось обнаружить ни одного случая, когда прокуратура назначила бы психиатрическую экспертизу. См.: Ole Vedel Rasmussen, "Medical Aspects of Torture," Danish Medical Bulletin, vol. 37, supplement 1, January 1990, pp. 28-33.
65) Зачастую бывает нелегко установить связь с пыткой шрамов (от ударов ногами или сигаретных окурков), повреждений нервной системы (подвешивания, удары по голове), потери зрения (удары по голове) или травм головного мозга (удушье), поскольку аналогичные повреждения могут быть получены и вследствие иных причин. Врач может однозначно установить их связь с пытками только в исключительных случаях.
66) Принцип 24 гласит:
Задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется возможность пройти надлежащее медицинское обследование в возможно кратчайшие сроки после его прибытия в место задержания или заключения; впоследствии ему предоставляется медицинское обслуживание и лечение всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Обслуживание и лечение предоставляются бесплатно.
67) Принцип 25 гласит:
Задержанное или находящееся в заключении лицо или его адвокат, при условии соблюдения лишь разумных условий, необходимых для поддержания безопасности и порядка в месте задержания или заключения, имеют право обращаться в судебный или иной орган с просьбой или прошением о повторном медицинском обследовании или заключении.
68) Принцип 26 гласит:
Факт прохождения задержанным или находящимся в заключении лицом медицинского обследования, фамилия врача и результаты такого обследования должным образом фиксируются в протоколе. Обеспечивается доступ к этому протоколу. Способы такого доступа определяются соответствующими нормами национального законодательства.