russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Характерные виды пыток и недозволенного обращения

Подвешивание и связывание

Для пытки в российской милиции используется целый ряд поз подвешивания или связывания. В позе "ласточка" руки жертвы заковывают в наручники за спиной, а затем цепляют за металлический прут на такой высоте, чтобы ноги не доставали до пола; при этом сотрудники милиции избивают задержанного дубинками.39 В одном из вариантов "ласточки" жертву кладут лицом на пол и подтягивают ноги веревкой к наручникам. Такие позы причиняют сильнейшую боль в суставах, перекрывают кровоснабжение запястий и приводят к вывихам плеча и предплечья. В позе "конвертик" задержанного сажают головой в согнутые колени, привязав руки к ногам. В Нижнем Новгороде в середине 1990-х гг. один из задержанных погиб после того, как его в течение долгого времени продержали в такой позе, избивая при этом. Судебно-медицинская экспертиза установила, что на теле погибшего было сорок следов от дубинок.40

Дмитрий Корягин написал жалобу в прокуратуру о том, как его и его братьев — Ивана и Александра — задержали в нетрезвом виде 3 августа 1997 г. Трое задержанныхстали возмущаться, после чего сотрудники милиции избили их в отделении и распыляли в глаза слезоточивый газ из баллончиков. Дмитрия Корягина отвели в отдельную комнату и раздели:

Мне вывернули руки за спину, надели на них наручники так, что я не мог пошевелить кистями. Потом меня бросили на пыточный матрац лицом вниз. Это матрац, обтянутый чем-то вроде кожи. Он прикреплен к железной лежанке, ножки которой вмонтированы в пол. На конце этого матраца мои ноги были привязаны в голеностопных суставах. Затем под цепь наручников пропустили веревку так, что она ее обвивала, и оба конца этой веревки крепко натянули вперед через спину так, что мне показалось, что сейчас мне поломают в суставах руки.41

После судебного слушания по административному нарушению — появление в общественном месте в нетрезвом состоянии — Д.Корягину разрешили поговорить с братом Александром, который рассказал ему следующее:

Александр рассказал мне, что он дважды был подвешен с вывернутыми руками на наручниках за решетку, при этом его избивали, и что он плюнул кровью в лицо начальнику милиции Мухину, когда тот поднял за волосы его голову во время висения на решетке.42

Анатолий Корягин, отец троих пострадавших, рассказал представителям Хьюман Райтс Вотч, что в милиции Александра держали в подвешенном состоянии, пока он не потерял сознание, затем сняли его и подвесили старшего сына А.Корягина — Ивана. После повторной жалобы Александра на обращение с ними его вновь подвесили на решетке.43 Ивану Корягину милицией было предъявлено обвинение в вымогательстве, Дмитрия и Александра отпустили.

Герман Ильин (Иркутская область) рассказал представителю Хьюман Райтс Вотч, как его подвешивали в милиции за различные части тела в ноябре 1995 г.:

Ну, наручники оденут — и через трубу, а труба между руками, там теплая труба была. Они чуть приподнимают, и я висел, чуть-чуть до пола не доставал... Висел я на наручниках минут 20-30, точно не помню. Там, правда, и 10 минут веком покажутся. [А пока висишь], он кулаком даст так по печени или почкам исподтишка!44


39) В деле Аксой против Турции (18 декабря 1996 г.) Европейский суд по правам человека однозначно установил, что обращение, которому был подвергнут г-н Аксой представляет собой пытку ("палестинская вешалка": его раздели донага, связали руки за спиной и подвесили за руки). Суд постановил, что такое обращение могло быть допущено только преднамеренно; не подлежит сомнению, что для его осуществления потребовалась бы определенная подготовка и приложение определенных усилий. Представляется, что оно было допущено с целью получения от истца признаний или информации. Помимо острой боли, которую оно должно было вызывать в момент совершения, медицинские факты показывают, что оно вызвало временный паралич обеих рук (...). По мнению суда, такое обращение носило столь серьезный характер, что его нельзя квалифицировать иначе, как пытку. (п. 64).
40) Нижегородское общество прав человека. Применение пыток на территории Нижегородской области в 1997 г., стр. 13.
41) Жалоба в прокуратуру г. Переславля-Залесского на задержание Дмитрия Корягина 3 августа 1997 г., написанная им 3 марта 1998 г.
42) Там же.
43) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Москва, 13 апреля 1998 г.
44) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Икей, Тулунский район, Иркутская область, 3 апреля 1998 г.