russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Характерные виды пыток и недозволенного обращения

"Слоник" и пластиковые пакеты

Почему обязательно противогаз? Ну оденьте вы этот чертов целлофановый пакет!
 — Саша Сидоров, милицейский оперативник.24

Пытка удушьем применяется реже, чем длительное избиение, однако практически всегда в сочетании с последним. Сотрудники милиции обычно приковывают жертву к стулу и одевают на ее голову противогаз или пластиковый пакет. После этого воздух перекрывается; во многих случаях в этом момент подозреваемого избивают, чтобы вызвать учащенное дыхание. Некоторые пострадавшие от пыток рассказывали, как они теряли сознание; тогда милиционеры приводили их в чувство, спрашивали о готовности подписать признание и продолжали процедуру в случае отказа. Эта пытка называется "слоник", по сходству шланга противогаза с хоботом.25

В 1998 г. Верховный суд Республики Мордовия вынес обвинительный приговор в отношении семи сотрудников милиции за пытки с причинением удушья в сочетании с подвешиванием и избиением нескольких подозреваемых, один из которых умер в результате пыток. Председательствующий Василий Мартышкин вынес частное определение,26 в котором содержится описание пыток:

Так, в здании МВД в кабинете № 343 Даев, Сазонов, Антонов27 в апреле 1994 г., как установил суд, во время так называемых "оперативных бесед" применяли насилие перед допросом у следователя ОУ МВД Ушакова В.П. задержанных Деркаева А.А., Абрамова В.В., Абрамова Н.А. и других. При этом одевали на голову противогаз, перекрывали кислород с целью добиться от допрашиваемых признательных показаний в краже трактора МТЗ-80 из колхоза им. Калинина Большеберезниковского района Мордовии... При этом Абрамовых, Деркаева и других потерпевших по делу сковывали наручниками, на полу связывали ноги, голову поясом от кимоно притягивали к ногам, избивали. Потерпевший по делу майор милиции, начальник Б.Березниковского ГАИ Абрамов Н.А. терял сознание.

Как показал суду Абрамов В.В., его связывали в "узел", и, положив на спину, Антонов и другие сотрудники МВД били ремнем от противогаза по мошонке. Фролкин, как пояснил суду Деркаев, которому сломали одно ребро во время "оперативной беседы", наступив ногой на половой член, требовал признания, говорил, что ему больше в жизни он не пригодится.

Даев, Сазонов, Гуляйкин 25.07. 1995 года в кабинете № 306 Ленинского РОВД28 требовали от несовершеннолетнего Лаврентьева А.С. признаться в разбойном нападении, вооруженном, назвать соучастников. При этом неоднократно душили несовершеннолетнего противогазом РП-4. Во время пыток, которые продолжались длительное время, Лаврентьев дважды обмочился в штаны, был избит.

Не выдержав насилия, несовершеннолетний оговорил своего знакомого Игонина О.В., полагая, что тот служит в армии. Однако Лаврентьев ошибся, т.к. Игонин был студентом.

В ночь с 25 на 26.07.1995 года Даев, Сазонов, Куфлин, Гуляйкин по указанию бывших руководителей Ленинского РОВД г. Саранска — Голова Ю.И., Чехонина В.А. — задержали в собственном доме в г. Саранске в присутствии родителей Игонина О.В.

Не сдав в дежурную часть задержанного Игонина О.В., не составив протокола о задержании, в ночное время — в 2 часа ночи Даев, Сазонов, Гуляйкин, Куфлин, после того, как сковали Игонину руки в наручники, ноги связали — стали принуждать признаться его в вооруженном разбое... Для этого надевали все вместе противогаз, перекрывали кислород. Когда Игонин задыхался, приводили в чувство, и сеанс пыток повторяли. Около 4 часов утра 26.07.1995 года Игонин, не выдержав "оперативной беседы", как именовали подсудимые свои действия в отношении потерпевших, скончался.29

Большинство такого рода дел не завершаются осуждением или даже привлечением к ответственности. В другом случае (в Екатеринбурге в 1997 г.), когда уголовное дело было возбуждено, но не привело к обвинительному приговору, как рассказал прокурор Евгений Ергашев представителям Хьюман Райтс Вотч, заместитель начальника уголовного розыска Кировского РОВД Сергей Колосовский и два его подчиненных в течение нескольких часов избивали в здании Кировского РОВД молодого человека по фамилии Пайвин и причиняли ему удушье, одев ему на голову противогаз и распыляя в шланг спирт или аммиачную смесь.30

15-летнего Олега Фетисова пытали, по сведениям, удушьем в милиции в 1996 г. Он рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч:

Сначала просто били, а потом надевали наручники и — руки за спину, садили на стул, надевали противогаз на голову и пережимали трубку. Это повторялось примерно четыре раза... Первый и второй раз я почти терял сознание, они снимали противогаз, и я садился на стул, они давали отдохнуть. Примерно минуту они держали без воздуха, может, немножко подольше.31

Борис Ботвинник, учащийся в Москве аспирант-математик, рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч, как его допрашивали в сентябре 1996 г.:

Пока они там производили сами обыск, они нашли там противогаз (это было еще без понятых), и на меня примеряли противогаз, затыкали дыхательный клапан, что-то у меня спрашивали. Потом решили прерваться, пригласили понятых.32

Б.Ботвинник рассказал представителям Хьюман Райтс Вотч, что понятые присутствовали только в течение 10 минут, после чего сотрудники милиции вывели его на улицу и избивали во дворе в течение получаса. Затем его отвели обратно в дом:

Там они меня провели в другую комнату и уже достали у меня из сумки целлофановый пакет, одели пакет на голову... Время от времени заходил оперативник... Насколько я понимаю, он уточнял какие-то там детали, т.к. сами спецназовцы не знали, что надо... Пакет на голове, удары по лбу и по ушам. Иногда, когда долго задерживал дыхание, то еще били в солнечное сплетение.33

Андрей Кольцов рассказал представителям Хьюман Райтс Вотч, что после того, как он под давлением подписал явку с повинной, в милиции от него потребовали вещественные доказательства, возобновив пытки. Они хотели знать, в какой автомашине Кольцов перевозил якобы украденные им телевизоры и где эти телевизоры находятся. Когда он сказал, что не знает, сотрудники милиции взялись за противогаз:

Он [следователь] мне сказал так: "На какой машине вы все-таки увозили телевизоры?" Я говорю: "Я не знаю никакой машины, я эти телевизоры не трогал". Я продолжал отрицать после этой явки с повинной. Он говорит: "Ну, может, мы тебя заставим вспомнить?" Достал противогаз из сейфа... [Они перекрывали воздух], пока я не стал задыхаться и падать. Мне из баллончика ничего туда не брызгали, просто дыхание задерживали, делали это раза два-три. После противогаза они уже ничего не делали, почему-то перестали, может, испугались: у меня такое состояние было [плохое].34

Александр Володько, которого в 1996 г. задержали и допрашивали в г. Алексине (Тульская область) описал в своем дневнике пыток, как сотрудники милиции дважды причиняли ему удушье, погружая головой в глину, где-то в лесу у реки недалеко от города:

... меня подхватили за ноги и сунули головой в воду, ил и камни. Там было неглубоко, под водой было лицо и уши — не более. Я был перевернут, и вода хлынула в ноздри, причинив сильную боль. Я стал задыхаться и дергаться, глотая ртом ил и воду, мысленно уже попрощался с родными — ужасное мгновение перехода в никуда, но тут меня выдернули. Отдышаться не дали и, избивая, поволокли к машине.35


24) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Имя изменено. Иркутск, 9 апреля 1998 г.
25) Как сообщал московский Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, в милиции иногда добавляют в противогаз слезоточивый газ, чтобы вызвать рвоту у допрашиваемого, а затем заставляют его смотреть на себя в зеркало, как форма унижения. Хьюман Райтс Вотч в ходе своих расследований не удалось подтвердить существование такой практики.
26) В соответствии со статьей 21-2 УПК суд может выносить частное определение в отношении государственных органов, общественных организаций или должностных лиц, если сочтет необходимым принятием ими соответствующих мер в связи с нарушениями закона и прав человека, причинами совершения преступления или условиями, способствовавшими его совершению. Полный текст см. в Приложении Д.
27) Сотрудники УУР МВД Мордовии.
28) г. Саранска.
29) Частное определение члена Верховного суда Республики Мордовия В.Мартышкина. Дело 2-4/98, 12 февраля 1998 г.
30) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Евгением Ергашевым. Екатеринбург, 12 августа 1997 г.
31) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Екатеринбург, 11 августа 1997 г.
32) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Москва, 14 марта 1997 г.
33) Там же.
34) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Черемхово, Иркутская область, 2 апреля 1998 г.
35) Рукописный текст с описанием событий, происходивших в первые две недели ареста. Передан А.Володько из тульского СИЗО. Опубликован в: Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия. Насилие в органах МВД. Москва, 1998 г., стр. 5-18.