russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Характерные виды пыток и недозволенного обращения

Избиение на протяжении длительного времени

Наиболее распространенным способом пытки в милиции является избиение на протяжении длительного времени. Сотрудники милиции наносят удары кулаками, ногами, дубинками или другими предметами по голове, спине, ногам, почкам и пяткам подозреваемого.

Антона Шамберова и его брата Кирилла Комлева задержали 5 сентября 1996 г. по обвинению в убийстве бывшего сотрудника милиции. По словам А.Шамберова, в отделении их сразу же стали избивать. Он рассказывает представителям Хьюман Райтс Вотч:

Пришел Попов и говорит: "Я про Вас все знаю, что вы убили мужика, Берзмана убили". Я говорю, что понятия ни о чем не имею. Он говорит: "Ну, если не имеешь, то с тобой сейчас по-другому поговорят". Подошли оперативники, человек семь-восемь... Начали бить: "Рассказывай, как дело было..." Но я понятия не имел, о чем идет речь. Потом этот ихний начальник, он уже взрослый такой, около 50-ти лет ему, принес дубинки штуки четыре, раздал их кому-то, и они начали меня дубинками бить. Били, в основном, по корпусу, потом уложили на банкетку, кроссовки с меня сняли и били по пяткам; очень долго били по пяткам, я потом двое суток не мог ходить... Иногда били по голове, а положили меня на живот, не на кушетку, а на банкетку... Сколько времени меня били, я не помню, но мне показалось, что очень долго.

[Вечером] меня отвезли на ИВС13, ночью я там отдохнул, можно сказать. С утра ... там были оперативники, и продолжалась работа. Как я понял, их было человек десять, и они со всеми нами с троими или с четырьмя... Со мной были постоянно двое оперативников молодых..., и время от времени заходили другие, которые, как я понял, били в других кабинетах, но заходили и ко мне, чтобы тычка дать... Меня били до такой степени (там табуретки прикручены к полу), что я упал вместе с этой табуреткой. Били в тот день, в основном, по голове руками, ногами. Следов вообще не было.

8 сентября, в понедельник, как приехали оперативники. то же самое началось, но в других кабинетах, но не постоянно... Наверное, числа 11-го или 12-го в середине дня зашел Денисов (это начальник следственного отдела); он зашел, всех оперативников выгнал из кабинета, сказал, что сам со мной поговорит. Предложил мне сесть за стол, сам сел за стол и довольно-таки культурно-вежливо разговаривал. Говорит: "Ты пойми, что у нас организация серьезная, и если уж ты сюда попал, вряд ли ты отсюда выйдешь. Давай по-хорошему". Я ни о чем с ним не говорил, а только слушал, что он мне говорит. Он сказал: "Не хочешь — как хочешь",- и ушел. Опять зашли оперативники, опять меня поставили к стенке, окружили меня полукругом и начали бить... Эти избиения продолжались буквально до 13-го числа.14

30 сентября 1994 г. сотрудники милиции в час ночи пришли в квартиру Андрея Гецко в Братске, чтобы задержать его по подозрению в вооруженном грабеже. Попытавшись скрыться, А.Гецко прыгнул с балкона, однако был задержан после выстрела в ногу. По дороге в больницу сотрудники милиции избивали его, продолжив в лифте. Он рассказывал представителям Хьюман Райтс Вотч: "Они били меня, я лежал на полу, весь в крови. Двери открылись, доктора заходят в лифт и говорят: 'Вы что тут творите, кого избиваете? Звери!'"15 Милиционеры ответили, что доставляют "опасного преступника" и отказались предъявить удостоверения. Врачи отвели А.Гецко в операционную, где ему прооперировали ногу.

Несмотря на настояние врачей оставить А.Гецко в больнице, сразу после операции его доставили в отделение. В ожидании машины на улице сотрудники милиции били его ногами по ране. Добравшись в ГОМ-116, милиционеры, как представляется, продолжили избиение в одном из кабинетов на втором этаже. По словам А.Гецко, его положили животом на стол, сверху — тонкую папку и стали бить по ней монтировкой:

Принесли эту монтировку, меня растянули на столе... Один меня растянул за ноги, другой за руки, положили мне папку тоненькую на спину и начали бить монтировкой по спине, по почкам, по легким... Потом начали бить резиновой палкой по спине, теперь без всяких папок. Это тоже на столе. Двое держали, а двое били.17

Боясь, что его могут убить или сделать инвалидом, А.Гецко, по его словам, в итоге подписал признание, продиктованное сотрудниками милиции. Впоследствии его перевели в тюремный госпиталь, а затем в СИЗО в Братске, где он провел три года в ожидании суда, который неоднократно откладывался. При содействии местной правозащитной организации 16 сентября 1997 г. А.Гецко был отпущен под залог. В 1999 г. прокуратура сняла с него обвинение.

25 сентября 1996 г. в Черемхово (Иркутская область) несколько сотрудников милиции отвезли 31-летнего Андрея Кольцова в лес примерно в двух километрах от местного ИВС, где его, как он рассказывает, избили и угрожали разорвать на части:

Вытащили меня из машины и начали избивать... Продолжалось это избиение, может, часа два, это было днем, сразу после обеда. Били по всем частям тела, но только не по лицу. Особенно били по ягодицам. Вся спина была в синяках. Руки у меня были сзади застегнуты наручниками. Положили на землю и там били. У одного оперативника даже лопнул пиджак под мышками.

Дошло до того, что одной ногой привязали к дереву, а другой — за машину... Он [Чернышев, начальник 6-го отдела РУОП18] говорил: "Мы сейчас тебя разорвем и закопаем". И опять повторял, что есть разрешение прокурора застрелить меня при попытке к бегству... Заводили мотор, конечно, натянули веревку, он [Чернышев] еще нажимал на эту веревку, а один сидел за рулем. Получалось что-то типа того, что человек садится на шпагат. А остановились они потому, что я согласился на их условия [явка с повинной].19

Представители Хьюман Райтс Вотч имели возможность лично ознакомиться с медицинскими документами ИВС и заключением судебно-медицинской экспертизы, подтверждающими нанесенные А.Кольцову травмы (многочисленные ушибы грудной области и перелом ребра).

В октябре 1995 г. один из жителей Братска (Иркутская область), как он рассказывает, был избит и в отделении милиции, и в лесу:

Нас задержали и привезли [в отделение], посадили за стол, дали ручку, листок и говорят, мол, пишите. А что писать? Он подошел, у него стояло полбутылки водки, он пил ее, бил дубинкой, сидел пьяный.

Сидишь на стуле, а они подходят и с двух сторон бьют: с левой стороны и с правой... Били они вместе или по очереди... Всю ночь и на следующий день с утра до обеда. Всю ночь били непрерывно, может, успокаивались на минутку, садились.

На следующий день он [оперативник] прибежал сразу после проверки сильно злой... Посадил в машину и отвез к церкви... Приехали к церкви, вышли из лесу, а церковь метрах в 50-ти стояла, рядышком. Пристегнули меня к дереву наручниками, достали пистолет и стали угрожать мне: "Сейчас мы тебя пристрелим! Ты ответишь на наши вопросы!" Я сказал, что отвечать не буду. И все. Побили кулаками и ногами в грудь и в живот. Это продолжалось около часа, потом они меня посадили в машину и увезли в КПЗ.20

В ряде случаев, чтобы не оставлять следов, подозреваемых били по голове, подкладывая книги или тома уголовных дел. Так, Денис Южный из Екатеринбурга, задержанный по подозрению в квартирной краже, рассказал представителям Хьюман Райтс Вотч:

Посадили меня на стульчик, положили на голову "талмуд" с делами и стали меня сверху бить, чтобы не оставалось следов... Продержали меня где-то часов пять под этой папкой. Я уж им говорю: "Ребята, пишите, что хотите, давайте я подпишу".21

Андрей Тузиков рассказал представителям Хьюман Райтс Вотч аналогичную историю:

Привезли из КПЗ22 в ту же комнату. Он [оперативник] снял наручник с одной руки и перестегнул через батарею... Я стоял [согнувшись]. Он мне положил книгу на голову и ударил. Я не видел точно чем, но, кажется, палка какая-то была, и он ударил меня несколько раз. Книга была с толстым твердым переплетом. Сознание я не потерял, но ориентацию терял.23


13) Изолятор временного содержания.
14) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Нижний Новгород, 18 октября 1997 г.
15) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Братск, 5 апреля 1998 г.
16) Городское отделение милиции.
17) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Братск, 5 апреля 1998 г.
18) Районное управление по борьбе сорганизованной престурностью.
19) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Черемхово, Иркутская область, 2 апреля 1998 г.
20) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Братск, Иркутская область, 6 апреля 1998 г. Имя не разглашается.
21) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Екатеринбург, 13 августа 1997 г.
22) Камера предварительного заключения.
23) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Братск, Иркутская область, 5 апреля 1998 г.