russia

ПОД ОПЕКОЙ ГОСУДАРСТВА:
Дети страдают от жестокости и пренебрежения в государственных приютах

Прогресс и препятствия в осуществлении прав детей

Дети возвращаются к жизни

Убедительные доказательства дискриминации, пренебрежения и страданий, царящих в российских интернатах, можно увидеть на фотографиях нескольких десятков сирот-инвалидов. Эти фотографии сделаны с 1994 по 1997 год.342 Несколько лет назад этих детей нашли в психоневрологических интернатах. Истощенных, со скрюченными, недействующими ногами, их фактически оставили умирать. Полгода спустя детей было не узнать: у бывших «скелетиков» на костях наросло мясо, многие дети встали с кроватей, улыбались, ходили и играли. Этих результатов удалось достичь группе добровольцев, не имеющих специального образования в области реабилитации детей-инвалидов. Они просто ухаживали за детьми: кормили, брали на руки, разговаривали с ними, купали, прикасались к ним, улыбались, пели и обеспечивали необходимый уход. По мере развития программы группа начала получать поддержку от западных спонсоров. Для добровольцев три раза была организована учеба, которую проводили специалисты из трех стран Западной Европы. Группе удалось получить разрешение министерства на работу с более чем 100 сиротами-инвалидами в одном из московских психоневрологических интернатов. Результаты этой работы, показанные на фотографиях в конце доклада, поразительны.

Взять хотя бы девятилетнюю Ирину. Когда-то истощенная и обессиленная, она сейчас весело играет с другими детьми. Маленькая Нина, которая не могла самостоятельно передвигаться на своих тонких ножках, через год стала неузнаваемой. То же можно сказать и об Андрее, на которого страшно было смотреть из-за язв, покрывавших его лицо, и о Петрушке, и о Павле.

Трагедия российских «закрытых интернатов» вышла на свет в 1994 г. благодаря действиям Сергея Колоскова, отца девочки с синдромом Дауна, который не поддался на уговоры врачей оставить ребенка в роддоме и решил растить дочку в семье. Вскоре он основал общество родителей детей с синдромом Дауна — ассоциацию «Даун-синдром», и обратился за информацией и помощью к западным спонсорам и специалистам по врожденным заболеваниям, а также к российской ассоциации инвалидов.

В 1994 г., когда стали появляться сообщения о грязных и запущенных сиротах-инвалидах, умирающих в российских интернатах, Колосков начал ходить в московские интернаты и в одном из них нашел девятилетнюю Ирину с ввалившимися от истощения глазами — девочку с синдромом Дауна. На нее в качестве смирительной рубашки был надет холщовый мешок. Очевидно, девочка была оставлена умирать, как безнадежная.

Колосков заснял Ирину на видеопленку, и сюжет был показан по российскому телевидению. Он приоткрыл для зрителей завесу над мрачным миром интернатов, о котором раньше было известно лишь немногим. Будоражащие совесть кадры вызвали горячие дебаты и побудили российские и зарубежные средства массовой информации поближе взглянуть на архипелаг психоневрологических интернатов для детей. Собранные журналистами материалы свидетельствовали о том, что, несмотря на индивидуальные различия между интернатами, характерными их чертами является ужасающая запущенность и страдания детей. Эти публикации вызвали приток добровольцев в ассоциацию «Даун-синдром». Международные организации, занимающиеся благотворительностью, например, Международный женский клуб в Москве, также начали расширять свою деятельность в неблагополучных интернатах и домах ребенка.343

Со временем Сергей Колосков увидел, что публичная критика государственных учреждений не приносит ощутимых практических результатов, и начал искать пути сотрудничества с властями.344 В результате была достигнута официальная договоренность с властями о расширении экспериментальной программы ухода, которая была начата с девятилетней Ириной из психоневрологического интерната, и о последующем включении в эту программу еще тридцати сирот с аналогичными нарушениями. Колосков также получил согласие и финансовую поддержку властей на перевод и публикацию авторитетной программы ранней педагогической помощи для детей-инвалидов под названием «Маленькие ступеньки».


342) Фотографии, приведенные в конце этой главы и показывающие прогресс в развитии детей, предоставлены международными гуманитарными организациями и являются частью совместного проекта АДС (ассоциации «Даун-синдром») и европейской неправительственной организации «Международное католическое детское бюро» (International Catholic Children's Bureau).
343) Интервью Хьюман Райтс Вотч с добровольцем, 20 декабря 1997 г. Новые благотворительные организации, в особенности Акция для российских детей (ARC) и «Вверх ногами» (Downside Up), уже несколько лет помогают многим государственным детским учреждениям.
344) Интервью Хьюман Райтс Вотч в ассоциации «Даун-синдром», 13 ноября 1998 г..