russia

ПОД ОПЕКОЙ ГОСУДАРСТВА:
Дети страдают от жестокости и пренебрежения в государственных приютах

Обреченное детство: психоневрологические интернаты

Без права на образование

«Умные» сироты

Мы пришли в классную комнату, где занимались около тридцати «умных» девочек, после того, как более получаса брали интервью и осматривали другие помещения интерната Х. Таким образом, у учительницы и учениц было время подготовиться к приходу гостей. Девочки в возрасте от восьми до семнадцати лет сидели, вытянувшись, за партами, тесно поставленными в несколько рядов, а учительница стояла в центре.

Классная комната представляла собой уютное помещение, украшенное комнатными растениями, которые стояли на такой высоте, куда не могли дотянуться дети. Центром классной комнаты был большой телевизор, закрепленный высоко на стене. В нескольких застекленных шкафах хранился довольно скудный набор книг и игрушек, а на стенах висели несколько картин и рисунков.

Учительница сказала сотрудникам Хьюман Райтс Вотч, что большую часто времени она играет с девочками в игры. Когда мы спросили об основных учебных предметах, таких, как чтение, она выбрала одну из девочек и велела ей принести английский букварь "ABC". Ученица, темноволосая зрелая девушка, с трудом, но прочитала фразы на нескольких страницах. Учительница поблагодарила ее и, пожав плечами, добавила: «Остальные не могут читать, они не запоминают буквы». Алла Сергеева, санитарка, добавила: «Их невозможно научить читать».237

Чтобы продемонстрировать, что умеют ее ученицы, учительница указала на двух сестер, которые сидели, положив скрещенные руки на парту. Она велела им спеть. «Ну давайте, давайте. Им семнадцать и тринадцать лет. Их отец убил мать, и теперь они здесь».238

После минутного смущения, девочка, сидевшая впереди, запела эстрадную песню, продемонстровав хороший голос и некоторый артистизм. Помимо этих кратких выступлений атмосфера в классе была застывшей. Тем не менее было ясно, что некоторые дети имеют некоторый потенциал для обучения и развития навыков, но не получают ни того, ни другого.

Одна из старших девочек, например, подошла к нам и показала куклу, одетую в платье бирюзового цвета. Это платье девочка сшила сама вручную, без выкройки. Учительница и санитарки похвалили ее и велели принести еще что-нибудь, чтобы показать нам. Она вернулась с еще одним кукольным платьем и с белым халатом взрослого размера, сшитым по образцу халатов, которые носит персонал интерната. Изделия были тщательно скроены и сшиты аккуратными стежками, они соответствовали фасону и были украшены затейливой отделкой. Когда мы уходили, девочка спросила, не можем ли мы в следующий раз привезти ей однотонную ткань и швейную машинку.239

Сцена с этой девочкой-подростком показывает, как в российских интернатах пропадают способности детей, а также иллюстирирует существующие там противоречия. Учительница и санитарка сказали сотрудникам Хьюман Райтс Вотч, что именно они научили девочку шить, однако изделия были созданы самой девочкой, по ее инициативе. Сначала работники интерната утверждали, что дети не могут ничему обучиться, но затем признали, что отсутствие стимуляции является одной из причин низкого уровня навыков у детей: «Вот видите, они могут что-то делать. Но у нас тут делать-то особенно нечего».240

Картина в классе для умных мальчиков была аналогичной: ряды парт, комнатные цветы, светлые стены и большой телевизор, укрепленный на высоте у стены. Сидящая за столом у самой двери учительница крикнула: «Ну, все замолчали и слушаем, что они нам скажут». В комнате было около тридцати мальчиков, старшие на вид уже почти взрослые, самому младшему пять лет.

В классе мальчиков было еще меньше учебных материалов, чем у девочек: единственной книгой была приключенческая повесть «Бригантина» советских времен; один из мальчиков постарше вызвался читать ее вслух.

Дети живо заинтересовались приходом гостей, один мальчик взволнованно задавал нам вопросы о растениях в США. Этот мальчик, который, как мы поняли, добровольно вызвался быть «садовником» в интернате, знал очень много о травах и деревьях. Он указал нам на пакетики с семенами, которые собирается посадить весной, чтобы украсить территорию интерната.


237) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Аллой Сергеевой 15 февраля 1998 г.
238) Интервью Хьюман Райтс Вотч с преподавателем, 15 февраля 1998 г.
239) Интервью Хьюман Райтс Вотч с воспитанницей интерната, 15 февраля 1998 г.
240) Интервью Хьюман Райтс Вотч с преподавателем интерната Х, 15 февраля 1998 г.