russia

ПОД ОПЕКОЙ ГОСУДАРСТВА:
Дети страдают от жестокости и пренебрежения в государственных приютах

Точка невозвращения: диагноз в возрасте четырех лет

Перечеркнутая жизнь: неправильный диагноз комиссии

Сотрудники 252 российских домов ребенка и помогающие им добровольцы знают десятки детей, которым угрожает диагноз тяжелой олигофрении. Они знают лица этих детей, их имена, возраст, состояние здоровья и реальные способности. Некоторые всеми силами стремятся не допустить перевода сирот в психоневрологические интернаты.

Они сожалеют о детях, которых не удалось спасти, в том числе детях с тяжелыми врожденными нарушениями, которых навсегда поместили в психоневрологические интернаты. Одним из примеров является случай маленькой девочки с расщеплением неба, о котором говорилось в предыдущем разделе этого доклада. Ей отказали в операции для коррекции этого порока. Поскольку Алина из-за своего дефекта не могла говорить, ей поставили диагноз «имбецильность». Ее случай ярко иллюстрирует то, как российская система лишает детей-сирот даже самых элементарных прав.

Сотрудники Хьюман Райтс Вотч узнали подробности об Алине из интервью с представительницей благотворительной организации, работавшей добровольцем в детском доме и наблюдавшей за Алиной более года. Алине было три года, когда Тереза Джекобсон впервые познакомилась с ней. В медицинской карте девочки значились следующие заболевания:

  • множественные пороки развития;
  • задержка психомоторного развития и речи;
  • органический паралич головного мозга;
  • двухстороннее расщепление неба и губы;
  • микроцефалия;
  • преждевременные роды.194

Она занялась делом этого ребенка, чтобы добиться операции по поводу расщепления неба и, по возможности, не допустить направления девочки в психоневрологический интернат для необучаемых. Тереза Джекобсон вспоминает историю Алины с чувством грусти и горечи:

Алина всем нам казалась вполне смышленой. Ее главной проблемой было то, что она не могла говорить из-за огромной расщелины неба. Она могла лишь издавать нечленораздельные звуки. Также из-за расщепления неба у нее фактически отсутствовала верхняя губа. Была лишь огромная дыра от самого носа, переходящая в полость рта. Когда она ела кашу, каша попадала ей в нос. Она не могла глотать. У нее был очень маленький вес, я думаю, от недостатка питания. Самое печальное, что у нее были умные голубые глаза. Я говорила ей: «Иди сюда, сделай то-то», и она все понимала, шла и делала. Но она могла лишь издавать нечленораздельные звуки.

Я долго пыталась добиться операции для нее, и мы прошли несколько этапов. Сначала они сказали, что у нее врожденный дефект сердечного клапана, и из-за этого есть риск смерти под наркозом, поэтому они не могут оперировать ее расщепление неба. Потом у нее оказался недостаточный вес для производства операции. Она в пять лет весила всего одиннадцать килограммов.

Получился порочный круг. Затем я решила проверить ее сердце в институте Бакулева, и выяснилось, что проблема с сердечным клапаном прошла сама собой. Я показала ее кардиохирургу, который осмотрел ее и сказал, что можно было бы провести лицевую хирургию в случае острой необходимости. Мы даже смогли заинтересовать пластического хирурга из Англии. Примерно в это время мне пришлось по личным причинам прекратить работу добровольцем в доме ребенка. Алину вернули в дом ребенка без каких-либо объяснений.195

По словам других людей, знакомых с историей Алины, врач, курирующая дом ребенка, где жила девочка, знала о ее проблеме. Однако в ходе интервью с представителями Хьюман Райтс Вотч доктор Елена Петренко не вспомнила об этом случае. В ответ на наш вопрос о возможности ошибок в работе ПМПК она отрицала существование каких-либо проблем и утверждала, что процесс обследования всегда проходит «в очень дружелюбной атмосфере».196

Она добавила: «Все зависит от уровня интеллектуального развития ребенка. Возраст не играет никакой роли. Например, ребенку дают собрать картинку из четырех фрагментов... Также комиссия пытается определить, насколько ясно мыслит ребенок».197

В противоположность многочисленным утверждениям о том, что комиссия работает всего час и ставит поспешные диагнозы, доктор Петренко подчеркнула активное участие работников дома ребенка в принятии этих важных в жизни ребенка решений:

Они слушают нас, потому что мы все время наблюдаем за детьми. Фактически именно мы решаем, куда пойдет ребенок, и процедура на самом деле носит чисто формальный характер. Мы обсуждаем с ними детей, в отношении которых у нас нет полной уверенности, но интересы ребенка всегда стоят на первом месте. Я не понимаю в чем проблема. Одна и та же комиссия собирается каждый год. Они знают больницы. Я думаю, интересы ребенка — это вопрос номер один.198

Далее в ходе интервью сотрудники Хьюман Райтс Вотч снова спросили доктора Петренко, не может ли она вспомнить случай, когда диагноз не удовлетворил бы ее. Она повторила свое утверждение о том, что комиссия всегда истолковывает сомнения в пользу ребенка. Ее мнение резко отличается от от того, что сообщали нам другие врачи, работники домов ребенка и добровольцы благотворительных организаций.

Нет, мы поддерживаем диагнозы. Комиссия действительно работает в интересах детей, а не против них. Бывает, что пишут более благоприятный диагноз, чтобы ребенка можно было поместить в детдом получше, даже если впоследствии выяснится, что там ребенок не справляется.199

Когда мы спросили конкретно о том, что делают в доме ребенка в отношении детей с расщеплением неба, ответ доктора Петренко снова расходился с мнением многих других специалистов, опрошенных нами для данного доклада:

В действительности тех детей, которым нужна операция, оперируют... Когда к нам поступают дети с любыми заболеваниями, мы связываемся с медицинским учреждением, и они решают все проблемы. Если ребенок тяжело болен, его направляют в больницу.200

Доктор Петренко, видимо, была убеждена, что Алина страдает имбецильностью, поскольку в карте девочки были записаны, верно или неверно, такие диагнозы, как «микроцефалия» и «органический паралич мозга». Этот пример еще раз показывает, что страдающих имбецильностью, как правило, не направляют на операции.

Один из ведущих российских специалистов по проблемам детских домов был шокирован утверждениями врача и усомнился в их достоверности. «В случае с ребенком с расщеплением неба и заячьей губой, которому отказали в операции и который оказался в сумашедшем доме, было совершено грубое нарушение профессиональных норм».201

Скорее всего состояние Алины, которая не может нормально есть и говорить, ухудшилось после перевода в интернат. Ужасающая деградация детей с неправильно поставленным диагнозом — не говоря уже о детях с реально имеющимися врожденными нарушениями — вызывает глубокую горечь у специалистов, которым небезразлична судьба детей. По словам одного директора дома ребенка, для него так мучительно видеть деградацию детей, после того как они переходят из его учреждения в интернаты Министерства труда и социального развития, что он старается не бывать в этих интернатах.

Девяносто процентов того, чему мы научили детей, там теряется. Поэтому мы стараемся держать их здесь, в доме ребенка, до семи, восьми лет, чтобы они продолжали развиваться. Но потом приходит время. Вот и сейчас у нас живут несколько замечательных, умных детей, у которых есть нарушения, но только физические.202

Заместитель доктора Айрумяна, Ольга Васильева, присоединилась к разговору и сразу же привела пример восьмилетнего мальчика по имени Миша.

У нас есть один ребенок, он страдает недержанием, но очень умный. Он мог бы работать, скажем, бухгалтером. Если он попадет в областной интернат, то в лучшем случае окажется в инвалидной коляске. Скорее всего он будет прикован к постели.203

Три года назад они, по их словам, «потеряли троих детей», которых они направили в областной интернат Министерства труда и социального развития, о чем впоследствии пожалели. Истории этих и нескольких других российских сирот нам рассказали люди, которые познакомились с этими детьми в домах ребенка.

ТИМКА, 6 лет

У Тимки был спинальный дефект, в результате которого возникли такие осложнения, как паралич, недержание и другие. Он был нервным мальчиком, с речевыми трудностями. В возрасте пяти лет он внезапно начал нормально говорить и очень хорошо пел. Он все понимал, смотрел по телевизору сериал «Санта Барбара» и рассказывал работникам интерната содержание всех серий. У него были все возможности для нормальной жизни.

Затем Тимка попал в интернат. Через три-четыре года его там видел директор дома ребенка, который рассказал следующее: «Тимка лежал в постели на клеенке, голый ниже пояса. Он узнал меня, но не смог произнести мое имя. Это показывает, что между нашей работой с детьми здесь и в интернате нет преемственности. Это было три года назад».204

ТАСЯ, 5 лет

Тася  — девочка со спинальным дефектом, который вызвал трудности передвижения и недержание. Тем не менее девочка могла ходить. Она пела и участвовала в музыкальных занятиях. Три года назад она была направлена в интернат, где ее посетила нянечка из дома ребенка. Тася попросила нянечку забрать ее назад, в дом ребенка. В сентябре прошлого (1997) года нянечка снова навестила Тасю и увидела, что там ее только сажают на горшок и так оставляют.205

ФЕДЯ, 5 лет

Федя -маленький мальчик, переведенный в интернат вместе с Тимкой и Тасей. У него также был спинальный дефект, приводящий к параличу и недержанию. При этом у мальчика был потенциал нормальной жизни. Три года назад он был направлен в интернат.206

ТОЛЯ Б.

Толя — маленький мальчик из дома ребенка в Москве. У него были физические нарушения, но он умел говорить и мыслить. Ему поставили диагноз «имбецильность» и отправили в интернат, где он полностью деградировал. Это интернат был одним из худших, его уже закрыли.207

НИНА, 8 лет

У девочки легкий церебральный паралич ног. Она очень смышленая. Тем не менее Нине поставили диагноз «олигофрения». Если не будет сделано ничего, чтобы изменить этот диагноз, она скоро отправится в психоневрологический интернат.208

В редких случаях представителям благотворительных организаций удается добиться перевода ребенка, которому поставлен неправильный диагноз, из психоневрологического интерната в детский дом Министерства образования. Об одном таком ребенке, который был усыновлен, рассказала сотрудникам Хьюман Райтс Вотч представительница благотворительной организации, работавшая добровольцем в доме ребенка :

СЕРЕЖА С.

Когда Сережа находился в доме ребенка в Москве, у него был лишь легкий физический порок. Однако о нем сказали, что он никогда не будет ходить. Ему поставили диагноз «имбецильность» и отправили в интернат. Одной американской семье удалось забрать его из интерната и усыновить. Я слышала, что сейчас у него все прекрасно — он превосходно говорит! Они спасли его.209

Даже в тех крайне редких случаях, когда ребенка удается спасти от растительного существования, очень трудно, как подчеркивает доктор Ольга Васильева, добиться пересмотра дискриминационного диагноза. Тот случай, который она приводит в качестве примера, еще раз подтверждает, что государство систематически допускает нарушения прав детей, переданных под его опеку. Эта история также подчеркивает необходимость принятия мер в масштабах всей системы, не ограничиваясь частными инициативами:

В нашей области жила девочка, ей сейчас уже 18 лет. Вначале она попала в наш дом ребенка. Потом ее забрала мать и поместила в детский дом в другой области. В конце концов девочка оказалась в психоневрологическом интернате, хотя у нее был только лишь диагноз «дебильность». К счастью, нашелся добрый человек из сотрудников, который ей помог. Сейчас она учится в институте культуры, у нее даже была собственная выставка картин! Но отменить ее диагноз было очень сложно. Потребовались усилия двух человек, чтобы заниматься ее делом.210


194) Выписка из медицинской карты предоставлена Хьюман Райтс Вотч Терезой Джекобсон, 13 марта 1998 г.
195) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Терезой Джекобсон, 8 марта 1998 г. Затем девочка была переведена в московский психоневрологический интернат, где она находилась на ноябрь 1998 г.
196) Интервью Хьюман Райтс Вотч с доктором Еленой Петренко, 2 марта 1998 г.
197) Там же.
198) Там же.
199) Там же.
200) Там же.
201) Интервью Хьюман Райтс Вотч с экспертом по проблемам детства, 7 марта 1998 г.
202) Интервью Хьюман Райтс Вотч с доктором Михаилом Айрумяном, 5 марта 1998 г.
203) Интервью Хьюман Райтс Вотч, 5 марта 1998 г.
204) Интервью Хьюман Райтс Вотч с доктором Михаилом Айрумяном, 5 марта 1998 г.
205) Интервью Хьюман Райтс Вотч с доктором Ольгой Васильевой, 5 марта 1998 г.
206) Там же.
207) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Сарой Филипс, 7 марта 1998 г.
208) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Сарой Филипс, 23 февраля 1998 г.
209) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Сарой Филипс, 7 марта 1998 г.
210) Интервью Хьюман Райтс Вотч с доктором Ольгой Васильевой, 5 марта 1998 г.