russia

ПОД ОПЕКОЙ ГОСУДАРСТВА:
Дети страдают от жестокости и пренебрежения в государственных приютах

Одиссея российского сироты1

Одиссея ребенка

Ситуация 2: Худшие перспективы: путь ребенка-инвалида, оставленного родителями после рождения

Самые печальные перспективы в России ожидают ребенка, рожденного с физическими или психическими недостатками и оставленного в роддоме. Некоторые из этих детей имеют лишь физические недостатки или незначительное отставание в психическом развитии и могут научиться ходить, говорить, читать и писать. Среди них — дети с легкой степенью нарушения интеллекта при синдроме Дауна, ДЦП и с такими пороками, как косолапость и расщепление неба, поддающимися хирургической коррекции.

Как правило, в роддомах родителей таких детей убеждают отказаться от ребенка.32 Через некоторое время, в течение которого за детьми наблюдают в роддоме, их переводят в дома ребенка. Там детей, у которых определили тяжелые физические и психические нарушения, помещают отдельно в отделения для лежачих больных. Эти младенцы постоянно лежат в кроватках, глядя в потолок. Их кормят и меняют им пеленки, но но не учат ходить и говорить. Они полностью лишены индивидуального внимания и сенсорной стимуляции. Даже если поставленный при рождении диагноз «отставание в развитии» был лишь предположительным, в отношении ребенка с физическими недостатками он за четыре года такой жизни полностью сбывается.33

При неблагоприятном развитии событий таким детям не удается успешно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в возрасте четырех лет, и они передаются в ведение Министерства труда и социального развития. Там их направляют в закрытые интернаты для детей с диагнозами «имбецильность» и «идиотия», где вместо школьного обучения имеется лишь подобие классной комнаты, где некоторых детей пытаются чем-то занять в течение нескольких часов в неделю.

Детей, которые в доме ребенка все время лежали, в интернате также помещают в отделения для лежачих. Многие лежат там без простынь, на клеенке, положенной на матрац, голые ниже пояса, и страдают недержанием. Мы убедились в этом воочию, посетив один из интернатов, и слышали от добровольцев, работавших во многих государственных интернатах.34

Представители Хьюман Райтс Вотч видели, как детей, которые считаются «гиперактивными» или «трудными», помещали в темные пустые комнаты, где практически не на что было сесть. В некоторых случаях работники интерната привязывали ребенка за руку или за ногу, чтобы не убежал, и надевали на детей самодельные смирительные рубашки, сделанные из старых холщовых мешков. Такие мешки надеваются через голову и затягиваются на шее и на поясе.35

Детей с синдромом Дауна и другими врожденными аномалиями, которым на Западе в обязательном порядке делают операцию по поводу врожденного порока сердца, в России лишают такой возможности. Причиной тому — давнее предубеждение, что не имеет смысла тратить средства медицины на детей, которые считаются «социально бесполезными».36

Дети, которым удалось дожить до восемнадцати лет, переводятся в закрытый интернат для взрослых. Некоторых помещают в огромные центры, где живут сотни инвалидов всех возрастов, и где сами инвалиды ухаживают за младшими или тяжелобольными.


32) Интервью Хьюман Райтс Вотч с двумя экспертами по проблемам детства, Москва, 20 и 23 февраля 1998 г.
33) Там же.
34) Посещение представителями Хьюман Райтс Вотч интерната Х и интервью с работниками интерната, 15 февраля 1998 г.; интервью с добровольцами, работающими в интернатах, февраль 1998 г., интервью с двумя представителями Министерства здравоохранения, которые периодически посещают интернат Y для детей-инвалидов, 5 марта 1998 г.
35) Посещение представителями Хьюман Райтс Вотч интерната Х и интервью с работниками интерната, 15 февраля 1998 г.; интервью с добровольцами в детских домах, февраль 1998 г.
36) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Анатолием Северным, 12 февраля 1998 г.