Казахстан

Свобода средств массовой информации и политические свободы в преддверии выборов 1999 г.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Политический процесс в постсоветском Казахстане (1992-1997 гг.)

На протяжении всего периода независимости власти Казахстана, несмотря на формальное существование механизма выборов, систематически препятствовали участию граждан в управлении, способствуя при этом гипертрофированному усилению президентских полномочий и слому весомых судебных и законодательных противовесов исполнительной власти.

У граждан Казахстана никогда не было возможности избрать руководителя своего государства на демократических выборах при свободе состязательности. Нынешний президент Нурсултан Абишевич Назарбаев занимал должность председателя Совета Министров Казахской ССР, когда ЦК Компартии Казахстана принял решение о назначении его первым секретарем ЦК в июне 1989 г.; впоследствии Верховный Совет республики в апреле 1990 г. сделал его президентом Казахстана. В декабре 1991 г., согласно официальным итогам, Н.Назарбаев победил в безальтернативных выборах, получив 98% голосов при участии, как утверждалось, 80% избирателей. Единственный потенциальный соперник, по официальным данным, не смог собрать 100 тыс. подписей, необходимых для включения кандидата в избирательный бюллетень. Через месяц после роспуска парламента в апреле 1995 г. (см. ниже) был проведен общенациональный референдум по утверждению предложения президента Н.Назарбаева об отмене предстоявших в 1996 г. президентских выборов и продлении срока его полномочий до 2000 г.1 Как заявляли власти, в референдуме принял участие 91% населения, 95% высказались в поддержку предложений; по неофициальным оценкам, подтверждалось участие только 20-30% граждан.2

Одновременно с попытками закрепить свое положение во главе государства президент Н.Назарбаев предпринимал также усилия по ослаблению влияния парламента и манипулированию им. Под давлением президента Верховный Совет был вынужден самораспуститься в декабре 1993 г., однако еще до этого, в конце того же года, почти 200 из 350 его депутатов подали в отставку в знак протеста против предстоявшего неизбежного роспуска.3 В марте 1994 г. в Казахстане прошли парламентские выборы, по итогам которых был сформирован первый национальный парламент периода независимости (до этих выборов избранные в 1989 г. депутаты Верховного Совета республики, несмотря на его роспуск, продолжали исполнять свои обязанности). 72 из 177 депутатов новой нижней палаты парламента были прямо связаны с президентом, чей Союз народного единства (СНЕК) получил 30 мест при том, что 42 депутатских мандата получили кандидаты из президентского списка. Наблюдатели ОБСЕ оценили выборы как несправедливые, указав на завышенные цифры принявших участие в голосовании.4

Когда новый парламент, несмотря на недостатки при проведении выборов, занял слишком независимую и критическую позицию (большинство депутатов в мае 1994 г. проголосовали за вотум недоверия), правительство направило свои усилия на его роспуск. В марте 1995 г. Конституционный суд принял решение о неконституционности парламентских выборов 1994 г.; парламент в ответ проголосовал за приостановление полномочий суда. Всего через несколько дней президент Н.Назарбаев распустил парламент и в течение оставшейся части 1995 г. осуществлял законодательную деятельность через свои указы.5 Также в марте 1995 г., якобы "с целью усиления борьбы с организованной преступностью", однако на деле преследуя цель заручиться дополнительными юридическими инструментами для недопущения организованного протеста против роспуска парламента, президент своими указами внес ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Одна из поправок запрещала любое участие в общественной ассоциации до ее регистрации (статья 188), равно как и в любой ассоциации, деятельность которой была приостановлена или прекращена. Данная статья предусматривает наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток или штраф от 5 до 10 минимальных размеров месячной заработной платы.6

Итогом еще одного референдума — в августе 1995 г. — стало одобрение якобы 89% голосовавших проекта конституции, значительно расширявшего президентские полномочия. Н.Назарбаев получил право распускать парламент, среди прочего, в случае неутверждения последним представленной президентом кандидатуры премьер-министра.7 Новая Конституция низвела Конституционный суд — последнее серьезное потенциальное препятствие на пути к законченному президентскому правлению — до уровня консультативного органа, предоставив Н.Назарбаеву возможность беспрепятственно вносить изменения в основной закон. В то же время в новой Конституции было сохранено ограничение президентских полномочий двумя сроками пребывания в должности и пятилетним сроком полномочий, как это устанавливалось в предыдущей Конституции 1993 г. Появился также 65-летний возрастной ценз для выборных должностей, было введено требование к должностным лицам о "владении в совершенстве национальным языком" (казахским) и, что примечательно, установлен 50%-й уровень участия в президентских и парламентских выборах для признания их состоявшимися.8 В случае если ни один из кандидатов не получает более 50% голосов, проводится второй раунд, победитель в котором определяется простым большинством.9 Хотя никто из международных наблюдателей не осуществлял мониторинг референдума, местные наблюдатели обнаружили многочисленные доказательства фальсификации его результатов.10

После 9-месячного правления в условиях отсутствия законодательного органа президент Н.Назарбаев назначил выборы на декабрь 1995 г., по итогам которых был сформирован ныне действующий состав парламента. Международные и местные наблюдатели утверждали, что эти выборы были также отмечены подтасовками и запугиванием. В то время как власти настаивали на участии в выборах 90% избирателей, местные наблюдатели, осуществлявшие мониторинг на 186 из нескольких тысяч избирательных участков, называли в качестве средней цифры только 30%, даже с учетом такой распространенной практики, как "семейное голосование". На одном избирательном участке в Алма-Ате международные наблюдатели зафиксировали факт голосования 186% избирателей от их зарегистрированного числа.11

Н.Назарбаев продолжал использовать Закон 1993 г. о "временном делегировании полномочий", позволяющий президенту своим указом вносить поправки в любой закон или вводить новые законодательные акты, чтобы гарантировать незыблемость президентской власти.12 Одним из указов в декабре 1995 г. полномочия президента были еще более расширены даже по сравнению с положениями конституции, принятой в августе того же года: глава государства предоставил себе право назначать парламентские выборы по своему усмотрению и отменять любой действующий закон.13

Вместе с тем в течение всего этого периода президент Н.Назарбаев редко упускал случай отметить в своих публичных заявлениях приверженность построению демократической системы управления. Даже при роспуске парламента в 1995 г. Н.Назарбаев настаивал на том, что решающее слово в принятии этого решения принадлежало не ему, а Конституционному суду: "Закон есть закон, и президент обязан руководствоваться конституцией..., иначе как мы построим правовое государство?"14 Он отмечал, что решение об отмене очередных президентских выборов 1996 г. принималось Ассамблеей народов Казахстана — общенациональным совещательным органом. "Они обратились ко мне", — утверждал президент.15 При этом Н.Назарбаев все же прибегнул к ссылке на особые условия Казахстана в качестве аргумента против своих критиков, заявив, что "западные схемы не работают на наших евразийских просторах".16


1) Конституционность этого референдума вызывает сомнения, поскольку действовавшая в тот период Конституция 1993 г. требовала проведения президентом консультаций с парламентом перед созывом референдума. Глава 13, статья 78, пункт 7 Конституции Республики Казахстан , принятой 28 января 1993 г. Комиссия Конгресса США по безопасности и сотрудничеству в Европе отмечала, что этот референдум, как и конституционный референдум в августе 1995 г., был "отмечен нарушениями". CSCE, Political Reforms and Human Rights — Uzbekistan, Kyrgyzstan and Kazakhstan, March 1998, p. 28.
2) По данным из достоверных источников, в том числе Федерального Собрания Российской Федерации, один из руководителей местной сельской администрации был убит в день проведения референдума за отказ фальсифицировать официальные результаты. Human Rights Watch, World Report 1996, (New York: Human Rights Watch, 1996), p. 222.
3) Евгений Жовтис. К альтернативному проекту конституции Республики Казахстан. Казахстанско-американское бюро по правам человека, 1995 г., стр. 3.
4) OSCE Parliamentary Assembly, Report on Parliamentary Elections in Kazakhstan, December 5 and 6, 1995.
5) В соответствии с законом 1993 г. "О временном делегировании дополнительных полномочий Президенту Республики Казахстан и главам местной администрации" президент своим указом может принять или изменить любой закон.
6) Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "Об изменениях и дополнениях в ряд законов Республики Казахстан" от 17 марта 1995 г.
7) Статья 63 Конституции 1995 г. гласит: "Президент Республики Казахстан может распустить Парламент в случаях выражения Парламентом недоверия Правительству, повторного отказа Парламента одобрить кандидатуру премьер-министра или политического кризиса, возникшего в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента или между Парламентом и другими ветвями государственной власти".
8) О государственном языке см. Раздел III, глава 41, пункт 2 Конституции Республики Казахстан, принятой на референдуме 30 августа 1995 г.
9) Статья 41, пункт 5 гласит: "Выборы считаются состоявшимися, если более 50% граждан, занесенных в списки избирателей, примут участие в голосовании".
10) Алма-Атинский Хельсинкский комитет. Ежегодный доклад о правах человека в Казахстане за 1996 г. Алма-Ата, 1997 г., стр. 42. Как утверждается в докладе, сотрудница одной из избирательных комиссий потеряла работу после того, как районный прокурор обвинил ее в "подрыве государственного порядка" за представление, по всей видимости, достоверной информации о результатах референдума: 62% — "против" и 37% — "за".
11) Там же, стр. 42. После нескольких лет независимости правительство переименовало первоначальную столицу республики Алма-Ату ("отец яблок") в Алматы. В 1998 г. столица была перенесена из расположенной на юге Алма-Аты в Астану ("столицу"), расположенную в северном степном регионе (прежнее название — Акмола ("белая могила"), до этого — Целиноград, в честь освоения целины при Н.С.Хрущеве в 1950-х гг.
12) Закон Республики Казахстан "О временном делегировании дополнительных полномочий Президенту Республики Казахстан и главам местной администрации" от 10 декабря 1993 г.
13) Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 г. "Казахстанская правда", 28 декабря 1998 г.; Bhavna Dave, "Another decree on strengthening presidency in Kazakhstan," OMRI Daily Digest, no. 240, part I, December 28, 1995. Дополнительные полномочия в редакции 1995 г. включают право "отменять или приостанавливать полностью или частично действие актов Правительства, а также акимов [глав администрации] областей, крупных городов и столицы", а также право вводить новые законы.
14) Демократия — это цель, которую мы должны достичь. "Труд", 27 апреля 1995 г.
15) Там же.
16) Там же.