Грузия

Откат реформ: поправки подрывают доступ к правосудию

Ограничение возможности обращения в суд

Другие препятствия полному и беспристрастному рассмотрению

В интервью представителям Хьюман Райтс Вотч адвокаты говорили, что на слушании по вопросу о законности задержания судьи не склонны принимать во внимание заявления задержанных о том, что доказательства против них были получены незаконным путем. Положения статьи 140 могут привести лишь к усилению нежелания некоторых судей в полном объеме рассматривать представленные защитой доказательства процессуальных нарушений.

Статья 140(8) гласит, что судья вправе вызывать и заслушивать лиц, чьи показания подтверждают запрос прокуратуры об избрании меры пресечения, в том числе заключения под стражу до суда (это относится и к запросу о продлении срока предварительного заключения). Защита может не соглашаться с мнением прокуратуры, однако статья 140 не предусматривает для нее права принесения ходатайств или жалоб, равно как и вызова свидетелей в поддержку этого.89 На практике адвокаты все же ходатайствуют против обращения прокуратуры о, например, продлении срока заключения. Однако они отмечают, что судьи неохотно идут на вызов свидетелей защиты, которые могли бы представить независимое подтверждение позиции адвоката о недостаточности оснований для содержания под стражей. Как заявил адвокат В.Кирвалидзе:

У меня было дело, когда я просил судью заслушать свидетелей, но он не удовлетворил ходатайство..., сказал, что его не интересует информация о виновности человека и что ему достаточно имеющихся улик и доказательств. Но они бы опровергли то, что говорилось [следователем].

Первое слушание о законности задержания, как и все последующие — о продлении срока содержания под стражей, являются по УПК единственной возможностью для задержанного лично предстать перед судьей. Положения о какой-либо судебной проверке заявлений о недозволенном обращении или процессуальных нарушениях в период между такими слушаниями в кодексе отсутствуют.

Целью личного присутствия задержанного в суде является обеспечение гарантий против пыток и других нарушений в обращении в период досудебного содержания под стражей, которые имеют в Грузии массовый характер. Лишение задержанного возможности предстать в этот период перед независимой судебной инстанцией и, соответственно, предъявить доказательства пыток и других нарушений является, по сути, проявлением невыполнения грузинскими властями обязательств по международным договорам в области гуманитарного права. Так, Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания требует обеспечения любому лицу, которое утверждает, что было подвергнуто пыткам, права на предъявление и быстрое и беспристрастное рассмотрение жалобы (статья 13) и обеспечения, чтобы любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не использовалось в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства (статья 15).


89) Статья 140(8) гласит: "Судья вправе вызывать и заслушивать лицо, показания которого подкрепляют ходатайство, и просить обратившегося с ходатайством представить подкрепляющие его необходимые документы и физические объекты". В редакции от 22 июля 1999 г. добавлено следующее предложение: "При этом судья не рассматривает вопрос о виновности данного лица, а только уточняет соблюдение предписанных настоящим кодексом требований при сборе доказательств и в ходе приобщения их к делу". (Цит. по англ. тексту.)