belarus

Нарушения академической свободы

Препоны в деятельности частных учебных заведений

Нынешнее правительство относится к частному образованию как к источнику угрозы своему контролю и влиянию в области обучения студентов, особенно по таким политизированным предметам, как история и право. Развитие частного образования в Беларуси стало одним из многих последствий распада Советского Союза. Среди новых форм были частные, на коммерческой основе, университеты, небольшие заведения, предоставляющие вечерние или воскресные курсы для взрослых и молодежи, и организации, ведущие программы гражданского образования. При том, что качество образования в ряде таких заведений вызывает сомнения, некоторые из них получили признание за высокий уровень предоставляемых ими знаний. К сожалению, частные университеты и другие образовательные инициативы становятся объектом откровенных притеснений и помех. Власти прибегают к самым различным мерам: от угрозы введения новой формы диплома для выпускников негосударственных университетов — шаг, как считают его противники, направленный на переманивание студентов из частных университетов,- до всеобщего нежелания местных властей предоставлять помещения небольшим частным школам. Руководители негосударственных университетов утверждали в беседах с представителем Хьюман Райтс Вотч, что проводимые властями инспекции и проверки их учреждений систематически выходят за рамки того, что необходимо для контроля за качеством образования. Как представляется, власти этими мерами напоминают частным университетам и академиям о подчиненности последних государству.

Частные университеты

Частные университеты стали объектом давления со стороны правительства и в настоящее время в значительной части контролируются властями.96 Частному учебному заведению требуется лицензия, возобновляемая каждые пять лет. Само по себе такое требование не вызывает возражений, однако администрация А.Лукашенко использует его для приведения университетов к покорности. Помимо этого, степени и дипломы частных университетов подлежат утверждению в Министерстве образования. Эта процедура, как утверждают критики, также не всегда используется по прямому назначению. В последнее время правительственные чиновники говорят о введении вскоре нового образца диплома для проведения различия между выпускниками государственных и частных учебных заведений. Сотрудники негосударственных институтов говорят, что это должно послужить предупреждением их студентам о том, что после окончания они столкнутся с дискриминацией, и отбить у них желание поступать в частные школы.

При том, что ректоры частных институтов не назначаются президентом, власти используют другие методы для оказания давления. Сотрудники частных вузов говорили о системе лицензий как о первоначальном препятствии созданию негосударственных учебных заведений и выражали опасение, что система частых и детальных проверок уже действующих предоставляет властям готовый предлог для возможного закрытия тех институтов, которые отклоняются от официальной политической линии. Как отметил один из преподавателей, "работают всяческие проверки. Они приходят одна за другой, ищут недостатки, чтобы иметь причину лишить лицензии негосударственный вуз".97 Результатом такого давления, по словам того же человека, стал запрет критики правительства в некоторых частных институтах:

Вся критика нынешней власти запрещена устными указаниями. В нашем институте ... у нас есть просьба руководства: не критикуйте правительство.98

Ряд преподавателей из негосударственных университетов и институтов в беседах с представителем Хьюман Райтс Вотч неоднократно высказывали опасение, что выдача отдельных, негосударственных дипломов станет формой дискриминации их студентов и вузов. В ходе встречи с проректором Национального института высшего образования Сергеем Ветохиным и сотрудником Министерства образования, начальником Главного управления высшего и среднего специального образования Валерием Добрянским первый уверял представителя Хьюман Райтс Вотч, что единственным различием между дипломами будут слова "государственый" и "негосударственный". Хотя это различие представляется вполне безобидным, сотрудники негосударственных учебных заведений высказывали опасение, что их выпускники столкнутся с дискриминацией на рабочем месте, особенно в государственных учреждениях. Преподаватель Михаил Пастухов рассказал представителю Хьюман Райтс Вотч:

Уже практически принято решение о том, чтобы выпускникам негосударственных вузов выдавать дипломы не государственного, а иного образца. И с этим дипломом их уже не будут брать в государственные учреждения. Они становятся как бы выпускниками и студентами 2-го сорта. Это, естественно, отбивает охоту у людей получать образование в негосударственных вузах, все стремятся учиться в государственных вузах.99

Бывший заместитель министра образования Татьяна Галко, в настоящее время работающая в независимом Европейском гуманитарном университете в Минске, считает, что не все частные университеты в полной мере соответствуют должному уровню и что некоторые из них были закрыты властями обоснованно. Тем не менее она не одобряет огульную кампанию против частных университетов вообще, прежде всего — систематические угрозы ввести отдельный диплом для выпускников таких вузов.100


96) После своего возникновения в постсоветский период частные университеты сталкивались с рядом практических проблем. В госуниверситетах образование бесплатное, частные же вузы живут за счет платы за обучение. Они испытывают финансовые затруднения в связи с последствиями экономического кризиса в России в августе 1998 г., негативно сказавшимися и на состоянии белорусской экономики. Значительное число студентов больше не способны оплачивать учебу в таких вузах и обратились в сторону государственного сектора.
97) Имя не разглашается. Интервью Хьюман Райтс Вотч. Минск, 28 октября 1998 г.
98) Там же.
99) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Минск, 28 октября 1998 г.
100) Лицензии были отозваны у четырех негосударственных университетов (Экономико-лингвистический университет, Минск; Гуманитарный университет, Брест; Европейский институт культуры, Минск; Восточноевропейский институт бизнеса и права, Минск).