belarus

Нарушения академической свободы

Студенты

Связи университетов с правоохранительными органами

Правоохранительные органы поддерживают прямой контакт с университетской администрацией в том, что касается выявления и наказания политически активных студентов. Среди представителей этих органов находятся и сотрудники милиции, и агенты Комитета государственной безопасности (КГБ). Закон о милиции, в качестве превентивной меры, дает милиции право направлять по месту работы или учебы задержанного информацию о факте и причинах задержания, что в случаях с задержанием студентов неизбежно влечет санкции по отношению к ним.51 Эти связи уже сами по себе служат эффективным средством сдерживания политической активности студентов. В беседах с представителем Хьюман Райтс Вотч студенты рассказывали о многочисленных случаях сотрудничества милиции с университетскими властями, результатом которых становились взыскания как по линии милиции, так и со стороны администрации. Арестованных милицией студентов зачастую наказывают в университете еще до рассмотрения дела в суде, а в некоторых случаях академическое взыскание сохраняется даже после последующего оправдательного приговора.

Студенты рассказывали представителю Хьюман Райтс Вотч, что у них есть ощущение, что их разговоры на лекциях прослушиваются — техническими средствами, или присутствующими в аудиториях членами БПСМ, или агентами госбезопасности. Хотя такое предположение доказать невозможно, присутствие БПСМ в каждом государственном вузе и частота, с которой сотрудникам КГБ поручается расследование оппозиционной деятельности студентов, делают такие предположения правдоподобными и создают ощущение неуверенности среди политически активного студенчества. Студент, просивший не называть его имени, рассказал представителю Хьюман Райтс Вотч о следующем примере царящей в студенческой среде атмосферы:

На лекциях, в принципе, обстановка нормальная, свободная такая и раскрепощенная, но давление постоянно ощущается, отчасти в виде шуток... Например, во время лекции по правам человека ... на тему "Нарушаются ли права человека в сегодняшней Беларуси?" Мы делимся на оппозицию, людей из президентской администрации, ОБСЕ и просто население. Когда якобы представитель от оппозиции говорит и дает свою точку зрения, аргументы против тех, кто представляет президентскую администрацию, люди в аудитории начинают смеяться. Говорят: "Саша, включи микрофон, включи запись". А студенты оборачиваются и говорят: "В любом случае они нас записывают, чего бояться — говори что хочешь". Как говорится, в каждой шутке есть доля правды.52

Дмитрий Маркушевский — студент четвертого курса Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники в Минске (БГУИР), а также наблюдатель-координатор Белорусского Хельсинкского комитета (БХК). Такие наблюдатели, состоящие в большинстве своем из студентов, присутствуют на демонстрациях и судебных заседаниях, а затем представляют БХК письменные отчеты. Несмотря на то, что они носят большие и броские удостоверения, подтверждающие их роль наблюдателей, сотрудники правоохранительных органов часто задерживают их вместе с остальными участниками демонстраций, хотя, как правило, после нескольких часов в отделении их освобождают без предъявления обвинения. Д.Маркушевский так описывает типичный случай:

Сотрудники в штатском ... часто подъезжают просто на улице. К тротуару резко подъезжают машины с тонированными стеклами без опознавательных знаков, без знаков принадлежности к МВД Белоруссии. Оттуда выскакивают люди в штатском. Иногда они говорят: "Стоять! Милиция!" Это еще хорошо, т.к. ты знаешь, что, возможно, это действительно милиция. Бывают же случаи, когда они не говорят совершенно ничего, и ты можешь думать все, что угодно, вплоть до того, что это какая-то бандитская группировка.53

Д.Маркушевский сам был арестован в 1998 г. После ареста милиция добралась до него и по месту учебы, хотя официально ему никогда не предъявляли никаких обвинений. Он рассказал представителю Хьюман Райтс Вотч:

Я был задержан в сентябре [1998] без обвинения и, так как я не нарушал и не нарушаю закон, не был составлен протокол о факте задержания..., но все-таки бумаги-сообщения пошли по месту учебы из органов МВД. Было сказано, что я якобы участвую в несанкционированных массовых мероприятиях, хотя я являюсь сотрудником правозащитной организации и наблюдаю за проведением массовых мероприятий. Пока слишком отрицательных последствий не было. Я продолжаю учиться.54


51) Закон о милиции, раздел IV, ст. 16 Права милиции: "Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: 6) информировать в целях профилактического воздействия государственные органы, общественные объединения, трудовые коллективы и общественность по месту работы, учебы или жительства о фактах совершения членом их коллектива преступления, административного правонарушения".
52) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Гродно, 10 февраля 1999 г.
53) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Минск, 29 октября 1998 г.
54) Там же.