belarus

Нарушения академической свободы

Введение: академическая свобода и права человека

В настоящем докладе рассматриваются ограничения академической свободы и свободы научного творчества в Беларуси, нарушающие международно признанные права на свободу выражения убеждений, свободу ассоциаций и собраний. Причиной многих таких нарушений является возрождение дискредитировавших себя авторитарной политики и практики советской эпохи. Историческая наука переживает настоящее возвращение к советской политике: создаются препятствия изучению истории движения за белорусскую независимость, ограничивается использование белорусского языка, ученых заставляют рисовать приглаженную картину эволюции отношений с Россией. В организационном плане происходит все большая централизация процедуры принятия решений в академической области на фоне возрождения институтов, характерных для советской эпохи. Наиболее примечателен в этом отношении запрет на политическую деятельность в университетской среде при появлении формально неполитического, однако открыто пролукашенковского Белорусского патриотического союза молодежи как всепроникающего элемента студенческой жизни. Все это сопровождается систематическим подавлением выражения политического инакомыслия в университетских городках и фактически любых проявлений научного поиска, отклоняющегося от санкционированной властями ортодоксальной линии. Свободомыслящие студенты и преподаватели постоянно становятся объектом преследований. Более того, требование соблюдения "правильной" линии все более ощущается не только в государственных университетах, но и в частных инcтитутах и академиях: самые различные оппозиционные группы, включая организации за гражданские права, которые пытаются проводить семинары по демократии и правам человека, подвергаются притеснениям, их лишают помещений и закрывают.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились [бы] путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод." С этой целью Декларация особо предусматривает право на образование, безоговорочно устанавливает общедоступность учебных заведений, а также культурных и научных ресурсов общества и содержит положение о том, что "образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам." Хьюман Райтс Вотч считает, что в условиях несоблюдения основных прав преподавателей и студентов учебные заведения тем более не могут выполнять свою миссию укрепления уважения прав человека. Объективная критика служит основой общественного прогресса; трудно представить, как такой прогресс может быть достигнуть без свободы исследований и диалога.

Свобода проводить научные исследования и вести научную деятельность без цензурных ограничений и преследований неотделима от свободы реализации основных гражданских и политических прав, как это устанавливают Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП). Как правозащитная организация, Хьюман Райтс Вотч не преследует цель поддерживать или оспаривать мнения, идеи или результаты исследований преподавателей и студентов, чьи случаи мы рассматриваем. В то же время центральным пунктом нашего мандата является защита их права выражать свои взгляды и учиться, преподавать и публиковать свои работы без вмешательства извне.

Как устанавливает Статья 19 МПГПП, свобода выражения своего мнения "включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ." Эта свобода является необходимой составляющей успешной научной деятельности. Университет выполняет свою задачу, когда ученых не принуждают поддерживать официальную линию, экономическую политику или политическую идеологию, но когда они прежде всего вольны использовать свои способности для продвижения вперед человеческого познания. Свобода выражения убеждений — это также центральное гражданское и политическое право, непременное условие независимости гражданина. Свобода и действительное гражданское сознание невозможны, когда людям отказывают в их основном праве задавать вопросы, искать информацию о происходящем в обществе и делиться с другими своими идеями и взглядами. До настоящего времени в том, что касается этого базисного права, международное внимание было по понятным причинам обращено главным образом на свободу искусства и печати — необходимые атрибуты свободного общества. Относительно меньшее внимание уделялось при этом важнейшей роли академических институтов, преданных поиску, информации и идеям, в сохранении свободы самовыражения и наполнении этого права реальным содержанием.

Университет в принципе является институтом, открытым для всех по заслугам, и призван служить важным интеллектуальным ресурсом не только для правительства и промышленности, но также и для людей и целей, не зависящих от государства. На практике нападки на критиков из университетской среды и политически мотивированное вмешательство властей часто угрожают превращением университета в организацию, которая обслуживает исключительно интересы власть имущих. Поскольку подавляющее большинство университетов во всем мире — государственные или зависят от государственного финансирования и поскольку власти, как правило, рассматривают такие институты как "приоритетный инструмент обеспечения национальных интересов," правительства располагают значительными возможностями влияния на происходящее в университетской среде и испытывают соблазн использовать эти возможности.

Очень многие правительства злоупотребляют своей властью. В Беларуси при А.Лукашенко политически мотивированные нападки на инакомыслящих преподавателей и студентов сопровождаются наносящими вред ограничениями идеологического и организационного характера. Политические удары по академическому сообществу, таким образом, не только приводят к появлению отдельных пострадавших, но и становятся важнейшим элементом более широкой политики властей по ограничению основных прав граждан, мощным фактором, препятствующим развитию независимых институтов и активного гражданского общества.

Мы публикуем этот доклад и еще по одной причине. По сравнению с другими профессиональными группами, такими, как врачи, ученые, журналисты, писатели и юристы, преподаватели во всем мире не спешат выступать против нарушений прав человека и что-либо делать для улучшения положения своих зарубежных коллег. Высшее образование на наших глазах становится общемировой проблемой. С крушением барьеров появляется все больше возможностей помочь тем, кто стал жертвой произвола властей, и все большая необходимость выработать принципы защиты академической свободы на глобальном уровне. Навещая или пытаясь навестить находящихся за решеткой студентов или преподавателей, поддерживая связь с их родственниками, коллегами и объединениями, собирая средства на адвокатов и медицинскую помощь, ставя вопрос о них перед правительствами и международными организациями, коллеги по академическому сообществу не допускают, чтобы о них забыли. Возвышая свой голос, когда студентов и ученых подвергают цензуре, чинят им препятствия в реализации их основных гражданских прав или когда им грозят тюрьма и пытки, профессура выполняет важную часть своей учительской миссии.