Беларусь

Время, обращенное вспять

Критики правительства и оппозиция под огнем

Уголовные санкции

Виктор Гончар и Андрей Климов

29 января 1997 г. (вскоре после ноябрьского референдума 1996 г.) группой депутатов расформированного Верховного cовета 13-го созыва была создана особая следственная комиссия по изучению нарушений Конституции президентом Лукашенко. Комиссия начала свою работу с выяснения, существуют ли правовые основания для импичмента президенту Лукашенко. Поскольку комиссия не являлась официальным органом, ее выводы, решения и резолюции не имели юридической силы, однако правоохранительные органы завели уголовные дела на всех членов комиссии, включая главу комиссии Виктора Гончара, а также Андрея Климова.

Насколько известно, комиссия проанализировала 156 указов, которые она сочла незаконными или противоречащими Конституции.117 Комиссия охарактеризовала ноябрьский референдум 1996 г. как «захват государственной власти» и сделала заключение, что президент подлежит импичменту. Эти выводы были широко разосланы в государственные органы и иностранные посольства.118

В июле 1997 г. белорусской прокуратурой было заведено уголовное дело против Виктора Гончара и остальных членов комиссии по статье 128 (2) Уголовного кодекса — клевета, соединенная с обвинением в совершении тяжкого преступления, которая предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. После того как было объявлено о заведении уголовного дела, началось следствие. Гончар сообщил представителям Хьюман Райтс Вотч:

Принимая во внимание свой статус депутата ВС, я, естественно, проинформировал прокуратуру Республики Беларусь, что буду давать какие-либо объяснения по деятельности комиссии только ВС. Прокуратура пошла своим путем. Было подписано постановление о принудительном приводе, и работники милиции меня доставили в прокуратуру Республики Беларусь принудительно, после моего отказа ... в даче показаний. Прокуратура произвела обыск у меня на квартире на предмет поиска документов, касающихся деятельности комиссии; это было в тот же день.119

Обыск не дал никаких результатов, и хотя, по словам Гончара, уголовное дело не прекращено, с того времени не произведено ни одного ареста и не велось следственных действий в отношении членов комиссии по этой статье.

Андрей Климов — преуспевающий предприниматель. С доходов со строительства домов он основал банк и газету своего имени. 10 февраля 1998 г. Климов разослал письмо с выводами комиссии в прокуратуру, начальнику департамента МВД, начальнику налоговой инспекции и главе местной администрации каждой из областей Беларуси.

На следующий день после того, как письмо было разослано, 11 февраля, в момент, когда Климов и его жена Татьяна вышли из дома, из припаркованной у дома машины вышли трое мужчин в штатском, показавшие удостоверения МВД, и арестовали Климова и его жену.120 Позднее Татьяну освободили без предъявления обвинений, а Андрею предъявили обвинение по статье 91 Уголовного кодекса — растрата в особо крупных размерах — и по статье 151 — ведение предпринимательской деятельности без лицензии.

Хотя Хьюман Райтс Вотч не может прокомментировать обоснованность этих обвинений,121 три фактора указывают на политический характер этого уголовного дела. Первый, наиболее очевидный, — это выбор времени для ареста. Второй — то, что комиссия заседала главным образом в офисе фирмы Климова, провоцируя регулярные проверки деятельности фирмы. В течение всего 1997 г. «велась проверка деятельности фирмы по линии службы безопасности и комитета контроля, и следственных органов...»122 Наконец, правоохранительные органы отказываются освободить Климова под залог — на момент написания доклада он уже четвертый месяц находится под стражей, — несмотря на то что в законе предусмотрена замена предварительного заключения на другую меру пресечения.


117) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Виктором Гончаром, 7 апреля 1998 г.
118) В отрывке из написанного Андреем Климовым письма о выводах комиссии говорится: "В первой половине 1998 г. президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко будет отстранен со своего поста, а созданная им структура государственной власти будет объявлена незаконной. Принимая во внимание, что выполнение президентом Лукашенко своих полномочий, согласно конституции, принятой на ноябрьском референдуме 1996 г., представляет собой прямой захват государственной власти, все должностные лица обязаны воздержаться от исполнения указов и распоряжений президента и законов, принятых Национальным собранием". Письмо перепечатано в газете "Навины", Минск, 18 февраля 1998 г.
119) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Виктором Гончаром, 7 апреля 1998 г.
120) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Татьяной Климовой, Минск, 19 февраля 1998 г.
121) Защитник Климова — хорошо известный адвокат Вера Стремковская — утверждает в отношении обвинения в занятии строительной деятельностью без лицензии, что Климов в действительности получил лицензию, но через два месяца после начала данного конкретного строительного проекта.
122) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Виктором Гончаром, Минск , 7 апреля 1998 г.