Беларусь

Время, обращенное вспять

Демонстрации

Ограничение права на демонстрации

Произвольные аресты и проявления жестокости милиции в ходе демонстраций

Хотя любое правительство имеет право принимать меры по обеспечению общественного порядка в ходе демонстраций, ревностное применение закона о демонстрациях даже безобидные собрания людей на улице превращает в «несанкционированные демонстрации», которые разгоняются, а участников иногда арестовывают с применением силы независимо от их возраста и состояния здоровья.

Суд над Шидловским и Лабковичем

Одно такое уличное собрание было разогнано во время пятидневных судебных слушаний дела подростков Алексея Шидловского и Вадима Лабковича с 18 по 24 февраля 1988 г. За ходом судебного процесса в течение всех пяти дней наблюдали представители Хьюман Райтс Вотч, и таким образом большинство зафиксированных ниже фактов основаны на их непосредственных наблюдениях. Сами судебные заседания происходили в помещении, которое было слишком маленьким, чтобы вместить большое число наблюдателей, пожелавших присутствовать на суде, в том числе соучеников Шидловского и Лабковича. Таким образом, те, кто не смог войти в здание, ждали на улице. Девять из ожидавших были арестованы по статье 166 Административного кодекса (неподчинение распоряжению сотрудника милиции) и по статье 167 Административного кодекса (проведение несанкционированной демонстрации). По своим собственным и международным законам Беларусь обязана соблюдать свободу выражения (Статьи 33(3) и 34(1) Конституции Беларуси, Статья 8 Устава Союза Беларуси и России и Статья 19 МПГПП о свободе выражения) и свободу собраний (Статья 35 Конституции Беларуси и Статья 21 МПГПП о свободе собраний). Среди арестованных за осуществление своего права на свободу выражения и свободу собраний следующие лица:

Юрий Мароз, член БНФ из г. Витебска, был арестован милицией 18 февраля около здания суда. Он был в тот же день приговорен к пятнадцати суткам лишения свободы по статье 167 Административного кодекса за то, что нес плакат, призывающий к освобождению Шидловского и Лабковича. Мароз был освобожден 5 марта, полностью отбыв свой срок заключения.

23 февраля наблюдатель из Белорусского Хельсинкского комитета Виталь Алисиенок и трое шестнадцатилетних подростков — Максим Кашинский, Дмитрий Касперович и Данил Милованов — были арестованы за «проведение несанкционированной демонстрации», когда ходили по кругу, заложив руки за голову, у здания суда. Хотя в группе с ними был также Владимир Юхо, член правления БНФ, он в этом случае не был задержан (см. ниже). Троих подростков освободили позднее в тот же день; предполагалось, что их родители должны заплатить штраф по статье 162 Административного кодекса (проведение несанкционированной демонстрации или хулиганство) в применении к несовершеннолетним. Алисиенок был отпущен в тот же день без предъявления обвинений.

Также 24 февраля, в последний день суда, милицией был арестован Виталь Алисиенок. По сообщениям, милиция задержала спутников Алисиенка, членов БНФ Вадима Канапацкого и Алеся Сернацкого в тот момент, когда они мирно пытались войти в здание суда, а затем арестовала Алисиенка только за то, что он спросил, за что были задержаны Канапацкий и Сернацкий. Алисиенка приговорили к уплате штрафа размером 1.500.000 белорусских рублей33 (35 долларов США) по статье 166 Административного кодекса34.

В тот же день группа людей с нетерпением ждала появления Лабковича, который был освобожден из-под стражи прямо в зале суда. Представитель Хьюман Райтс Вотч наблюдал за последовавшей ситуацией, в которой имела место провокация со стороны сотрудников правоохранительных органов. Толпа ждала Лабковича около здания суда. Сотрудники отряда милиции особого назначения (ОМОН) потребовали, чтобы толпа отступила к небольшой площадке на возвышении напротив входа в здание суда. Примерно половина группы, в количестве около семидесяти человек, дошла до площадки в тот момент, когда появился Лабкович. Все остановились, обернулись к нему, начали приветствовать его и аплодировать, и когда Лабкович поравнялся с толпой, его подняли на плечи. Бойцы ОМОН продолжали оттеснять толпу к площадке. Один из них объявил в мегафон, что происходит «несанкционированная демонстрация» и приказал всем разойтись под угрозой ареста. Двое сотрудников милиции с видеокамерами в течение всего времени снимали отдельных людей. Однако никакой «демонстрации» и нарушения общественного порядка не происходило.

Около здания суда в момент появления Лабковича сотрудники ОМОН арестовали Валерия Щукина, журналиста, члена расформированного Верховного совета 13-го созыва35. За арестом наблюдали представители Хьюман Райтс Вотч, которые свидетельствуют, что арест был необоснованным и произвольным: Щукин шел вместе с толпой по направлению от здания суда, когда четверо ОМОНновцев нырнули в толпу, силой привели его к милицейской машине и увезли. Позднее в тот же день он был освобожден. 18 марта Щукин предстал перед судом за «организацию демонстрации» и «неподчинение приказу сотрудника милиции». В тот же день он был признан невиновным по обоим обвинениям36. Щукин рассказал представителями Хьюман Райтс Вотч следующее:

Народ ждет, Лабковича освободили, выходит он оттуда [из суда]... Они [милиция]: «Расходитесь! Несанкционированное собрание». Какое собрание?! Естественно, я, как журналист, подхожу к людям, спрашиваю их мнение, ну, как полагается журналисту... Все — схватили, потащили37.


33) В конце февраля 1998 г. обменный курс составлял приблизительно 43.000 белорусских рублей за один доллар США.
34) Сернацкий был оправдан 24 февраля, Канапацкий был оштрафован на 5.000.000 руб. (116 долларов) по статье 167.
35) Пятидесятишестилетний Валерий Щукин громко и открыто выражает свои оппозиционные взгляды по отношению к президенту Лукашенко. Он всегда присутствует на демонстрациях оппозиции, как правило в первых рядах, и многократно подвергался арестам и избиениям, как на демонстрациях, так и у себя дома, а также двенадцать раз привлекался к суду и был оштрафован на общую сумму 80 миллионов белорусских рублей (2000 долларов США). Агентство Белапан, Минск, 18 марта 1998 г. Долларовый эквивалент суммы штрафов является приблизительным и основан на ставке обменного курса на указанный период. Среднемесячная зарплата в Беларуси составляет около 100 долларов США.
36) Агентство Белапан, Минск, 18 марта 1998 г.
37) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Валерием Щукиным, 6 апреля 1998 г.