Беларусь

Подавление гражданского общества

Монополизация средств массовой информации

Лишение журналистов аккредитации: случаи Александра Ступникова и Павла Шеремета

24 марта 1997 г. агентство «Интерфакс» сообщило, что Александр Ступников, белорусский корреспондент НТВ, будет лишен журналистской аккредитации и выдворен из страны якобы за систематическое искажение информации о событиях в Беларуси.58 Хотя у Ступникова было советское гражданство, он был вынужден покинуть СССР в 1985 г. под давлением властей и, будучи евреем, получил израильское гражданство. Позднее он получил вид на жительство в Беларуси, но не белорусское гражданство. Его статус «иностранца» послужил основанием для его выдворения из страны белорусским правительством. Министерство внутренних дел опубликовало следующее заявление (в переводе с английского):

Действия израильского гражданина Александра Ступникова как главы представительства российской телекомпании НТВ подрывает атмосферу доверия [и] добрососедский и дружественный характер отношений между Беларусью и Россией. Намеренное искажение фактов в его сообщениях о внутренней политической жизни республики вводит в заблуждение граждан как Беларуси, так и других государств.59

В заявлении Министерства внутренних дел утверждалось, что Ступников нарушил статью 3 Закона о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. В этой статье говорится, что «осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и свобод в Республике Беларусь не должно нарушать интересы Республики Беларусь, права и законные интересы граждан Республики Беларусь и других лиц.» Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки считает, что репортажи Ступникова на НТВ о происходящих событиях, таких как демонстрации оппозиции, избиение демонстрантов и журналистов и правительственные преследования средств массовой информации — событиях, которые правительство Беларуси явно пыталось скрыть, были основаны на реальной информации, объективны и никаким образом не могли быть расценены как «наносящие ущерб» интересам страны. Вследствие этого Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки считает, что лишение Ступникова аккредитации, его выдворение из Беларуси и конфискация его многоразовой визы и вида на жительство были предприняты по политическим мотивам и нарушают его право на распространение информации, провозглашенное в Статье 19 МПГПП. Выдворение Ступникова явилось карательной мерой, поскольку привело к его вынужденной разлуке с женой и пятью детьми, которые все являются гражданами Беларуси и остались в Минске.60

В беседе о своей предстоящей депортации Ступников сказал:

Откровенно говоря, я не представляю, чего власти хотят от нас — от российских корреспондентов всех работающих здесь каналов и от меня в частности, поскольку мы избегаем давать аналитические репортажи. Мы только сообщаем факты. Мы не виноваты, что некоторые факты не вписываются в картину, которую, очевидно, рисуют в кабинете белорусского президента.61

В ответ на вопрос Ступникова о том, какие журналисты следующими будут лишены аккредитации, белорусский министр иностранных дел Иван Антанович заявил (в обратном переводе с английского):

Я думаю, господин Ступников, что следующим [кто лишится своей аккредитации] будет кто-то, кто так же давно, как и вы, распространяет о нас фальшивки, продиктованные злобой, окрашенные эмоциями и искажающие реальное состояние дел.62

2 июля 1997 г., чуть меньше чем через три месяца после случая со Ступниковым, у заведующего минским бюро ОРТ Павла Шеремета, гражданина Беларуси, аннулировали его специальную аккредитацию. Эта акция была вызвана репортажем, показанным Шереметом по ОРТ, о разрушительном урагане, пронесшемся над Беларусью 24 июня этого года, в результате чего трое человек погибли, более сорока были ранены, и было разрушено 620 домов.63 Шеремет выразил упрек белорусскому правительству и президенту Лукашенко за то, что не были отменены «дорогостоящие» празднества по случаю Дня независимости 3 июля и что выделенные средства вместо этого не были потрачены на восстановление обширного ущерба, нанесенного ураганом.64 Шеремет также якобы назвал этот праздник, перенесенный решением ноябрьского референдума 1996 г. с 27-го на 3 июля, «праздником, придуманным президентом Лукашенко.»65 Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки считает, что деятельность Шеремета, как и этот репортаж, были примерами законного осуществления им своего права на свободу слова. Мы рассматриваем отказ ему в аккредитации на особые мероприятия, объявленный 2 июля, как явно имеющий целью наложить цензурные ограничения на освещение в СМИ празднования Дня независимости Беларуси, в нарушение права на свободное получение и передачу информации.

7 июля 1997 г. Шеремет был лишен общей аккредитации. Согласно заявлению, выпущенному Министерством иностранных дел Беларуси, Шеремет якобы намеренно искажал информацию о событиях в Беларуси, что приводило к дезинформации общественности в Беларуси и России. Лишение его аккредитации должно быть производиться, таким образом, в соответствии со статьей 42 белорусского закона о печати и других средствах массовой информации. Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки считает, что обвинения, выдвинутые в адрес Шеремета, беспочвенны, а меры, принятые в отношении него, продиктованы политическими мотивами и призваны заглушить критику президента Лукашенко. Кроме того, лишение его аккредитации препятствует осуществлению им своего права на свободу слова, провозглашенного как в статье 19 МПГПП, так и в статье 8 Устава союза Беларуси и России. Устав, подписанный президентами Лукашенко и Ельциным 23 мая 1997 г. и регулирующий значительные разногласия, которые остались после подписания договора об объединении 2 апреля 1997 г., ясно провозглашает задачей Союза «содействие ... соблюдению и защите прав и основных свобод человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.» Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки также выражает тревогу по поводу того, что в Законе о прессе и других средствах массовой информации не предусмотрена возможность апелляции при подобном лишении аккредитации.

Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки считает, что лишение Шеремета и Ступникова аккредитации, вместе с выдворением последнего из страны, имело своей целью усилить «внутреннюю цензуру», а также предупредить других журналистов - в особенности тележурналистов из России — что критика президента Лукашенко, освещение демонстраций, митингов оппозиции, насилия со стороны милиции и/или фактов преследования или запугивания журналистов повлекут за собой аналогичные санкции. То, что меры, принятые в отношении Ступникова, имели место всего за несколько дней до подписания договора об объединении 2 апреля 1997 г. и что аккредитация Шеремета была аннулирована за день до инаугурационного празднования дня независимости, придает достоверность утверждению, что президент Лукашенко стремится заглушить выступления не согласных с ним СМИ о всех важных вехах политического календаря.


58) Информационное агентство «Интерфакс,» в Московских новостях НТВ, цитируется по BBC SWB, 24 марта 1997 г.
59) Информационное агентство «Белапан,» цитируется по WNC, от 28 марта 1997 г.
60) Впоследствии Ступникову было президентским указом предоставлено российское гражданство. Согласно правилам безвизового передвижения внутри СНГ для граждан СНГ, как российский гражданин, Ступников уже не может быть насильно выдворен из Беларуси. Однако, он перешел на работу начальника бюро НТВ в Тель-Авиве, Израиль. Бюро НТВ в Минске все еще открыто.
61) Радио «Эхо Москвы,» цитируется по BBC SWB от 24 марта 1997 г.
62) РТР, цитируется по BBC SWB, 25 марта 1997 г.
63) RFE/RL Newsline, vol.1., No.60, part II, 25 июня 1997 г.
64) «Коммерсант дейли,» Москва, цитируется по телеграфному сообщению агентства Рейтер от 4 июля 1997 г.
65) «Коммерсант дейли,» Москва, цитируется по телеграфному сообщению агентства Рейтер от 9 июля 1997 г.