Беларусь

Подавление гражданского общества

Введение

Суды общей юрисдикции

Президентская конституция не обеспечивает достаточной защиты независимости судебной власти. Она не регулирует сроки пребывания судей в должности и содержит только следующее общее положение о назначении и освобождении судей от должности в статье 111: «Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения определяются законом». Иными словами, Конституция не содержит защиты судей от увольнений по политическим мотивам. Все обычные судьи в Беларуси назначаются президентом. Судьи Верховного суда назначаются президентом, после чего их кандидатуры утверждаются Сенатом, и освобождаются от должности единолично президентом, что серьезно нарушает независимость судебной власти.

Далее, белорусский закон о судьях дает местным органам управления право созывать судебные квалификационные комиссии для расследования допущенных судьями процедурных и иных нарушений, с возможным последующим наложением санкций. Если квалификационная комиссия сочтет судью виновным, президент своим указом может освободить его или ее от должности. Эта процедура, по всей видимости, дает простор для злоупотреблений. Судебные квалификационные комиссии, судя по свидетельствам, имеют тенденцию действовать по указке местной власти. Кроме того, учитывая перегруженность судебной системы в стране, процедурные нарушения можно обнаружить в практике почти любого судьи в Беларуси. Велика вероятность того, что местные власти и квалификационные комиссии, выбирая, кого из судей преследовать по этому закону, будут руководствоваться политическими соображениями.

Как и в других республиках бывшего Советского Союза, судебная власть в Беларуси никогда не была по-настоящему независимой. В настоящее время правоведы наблюдают в практике обычных судов все большую предвзятость, когда речь идет о делах с политическим подтекстом. Это, несомненно, напрямую связано с уязвимым положением судей по отношению к исполнительной власти. Наиболее ярко это демонстрируют дела по обвинениям в участии в несанкционированных демонстрациях и в нарушении общественного порядка в Минске. За последние шесть месяцев суды заслушали сотни таких дел, но вынесли крайне мало оправдательных приговоров, хотя значительная доля дел была лишена оснований.

Один из адвокатов сказала представителям Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки: «Судьи рассматривают такие дела практически следуя инструкции, полученной сверху. У них есть свое мнение, но они не могут его реализовать, да и не желают этого делать, поскольку завтра они могут лишиться работы.»13 Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки не имеет доказательств увольнения кого-либо из судей в качестве наказания за оправдание лиц, которым были предъявлены обвинения с политической подоплекой. Однако, учитывая откровенно несправедливый характер судов над лицами, которым были предъявлены обвинения в связи с демонстрациями, складывается впечатление, что судьи испытывают определенное давление, заставляющее их выносить обвинительные приговоры.


13) Интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки с Надеждой Дударевой, Минск, 2 апреля 1997 г.