КРИЗИС
В КОСОВО

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница


Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

ЖЕРТВЫ
СРЕДИ
МИРНОГО
НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ ОПЕРАЦИИ
НАТО
ПРОТИВ
ЮГОСЛАВИИ

Содержание

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Выводы и рекомендации

Гражданские лица в Югославии погибали во время военной операции НАТО при самых различных обстоятельствах, в светлое и темное время суток, при любых погодных условиях, от "умных" и "глупых" бомб, при ударах практически по всем видам целей. Количество инцидентов достигло максимума в последние три дня мая. На это же время приходится наибольшая интенсивность ракетно-бомбовых ударов. Тогда же происходило сокращение доли применяемого авиацией НАТО высокоточного оружия (в связи с сокращением запасов и высокими затратами). Усиление бомбежек ощущалось главным образом в западной и южной частях Косово, особенно в том, что касается большого числа обычных бомб, сбрасываемых тяжелыми бомбардировщиками B-1 и B-52. Возросшая интенсивность ударов по этим районам, в значительной степени безлюдным, никак не повлияла на число жертв среди мирного населения.

На протяжении всего периода войны число гражданских потерь относительно количества ударов оставалось, как представляется, практически неизменным. На основании этого Хьюман Райтс Вотч приходит к выводу, что гражданские потери во время натовской операции были связаны не столько с темпами или интенсивностью военных действий, сколько с выбором целей и средств их поражения, или были результатом технических неполадок или человеческих ошибок. Можно предположить в связи с этим, что позитивные меры (ограничение ударов в светлое время суток по определенным объектам, запрет использования кассетных бомб в населенных районах, большая осторожность при ударах по подвижным целям, большая тщательность при выборе целей) могли бы были действительно быть приняты в интересах дальнейшего сокращения вреда для гражданского населения в ходе данной военной операции НАТО.

Пять из десяти наиболее серьезных инцидентов, связанных с гражданскими потерями,- это удары по предполагаемым югославским военным колоннам или транспортным коммуникациям, четыре из них — в Косово. Уже после войны генерал У.Кларк заявил, что натовские силы часто наблюдали передвижение военных машин по дорогам в Косово "внутри гражданских колонн", особенно в условиях недостаточной видимости. Данное обстоятельство не освобождает НАТО от обязанности принимать все меры предосторожности для поражения только военных целей. Действительно, после гражданских потерь в ходе первых двух инцидентов 12 и 14 апреля тактика боевого применения подверглась корректировке. Если до этого от летчика требовалось визуально определить военный характер транспортного средства перед нанесением удара, то после первых инцидентов было запрещено применять оружие, если военные машины находились среди гражданских.

Точно так же, после удара в дневное время по мосту в Варварине 30 мая, повлекшего гибель мирных людей (инцидент № 81), представители НАТО вновь попытались оправдаться, однако тактика ударов по мостам была изменена. Официальный представитель НАТО Дж.Ши публично заявил, что силы альянса бомбили "законную и определенную военную цель" и что "мы принимаем в полдень такие же меры предосторожности, как и в полночь". Однако после этого случая, по словам руководителя авиационной части операции генерал-лейтенанта М.Шорта, летчикам было приказано не наносить ударов по мостам в светлое время суток, в выходные, праздничные или базарные дни. Нет оснований полагать, что дневное время удара по мосту в Варварине (как и по многим другим неподвижным целям) имело принципиальное значение для эффективности поражения: задачи удара обязательно по передвигавшимся войскам не ставилось. Круглосуточные бомбежки в данном и других случаях, как представляется, были, скорее, частью тактики давления в рамках психологической войны, осуществлявшейся без учета повышенной опасности для гражданского населения.

В отношении собственно выбора целей одним из наиболее серьезных инцидентов, повлекших гражданские потери, и безусловно самым серьезным в Белграде было разрушение Сербского телерадиоцентра 23 апреля (инцидент № 30). Между правительствами США и Франции возникли значительные разногласия по вопросу о законности удара по этой цели, общественность широко обсуждала выбор гражданского радио и телевидения Югославии в качестве объекта нападения. Нет оснований полагать, что телерадиоцентр отвечает юридическим критериям военной необходимости при выборе цели, поскольку он не вносил прямого "вклада в военные действия" в Косово. В данном случае целью удара вновь представляется больше оказание психологического давления на мирное население, нежели получение прямого военного эффекта. Опасность, которой были подвергнуты гражданские лица при нанесении этого удара по городскому кварталу, значительно превышает любое ожидаемое военное преимущество.

Другим аспектом войны, вызывавшим пристальное внимание общественности, было использование силами НАТО кассетных бомб. Достоверно установлено семь инцидентов, повлекших гражданские потери в результате применения США и Великобританией этого вида оружия, еще пять аналогичных инцидентов — предполагаемые. В общей сложности в результате использования кассетных бомб погибло от 90 до 150 гражданских лиц. Первый подтвержденный инцидент относится к 10 апреля (№ 14), последний — к 13 мая (№ 57). После неверного срабатывания кассетной бомбы при ударе по городскому аэродрому в Нише 7 мая (инцидент № 48) Белый дом издал закрытое распоряжение ограничить их применение (по крайней мере, американским контингентом). С учетом представляемой ими опасности кассетные бомбы не должны были использоваться при ударах по населенным районам, не говоря уже о городах. Введение запрета безусловно оказало влияние на масштабы гражданских потерь в последующий период войны, особенно с учетом значительного увеличения на этом этапе интенсивности применения неуправляемых боеприпасов (среди которых в противном случае были бы и кассетные бомбы). Тем не менее британские ВВС продолжали использовать кассетные бомбы (по официальным данным, как минимум, 17 и 31 мая, 3 и 4 июня), что свидетельствует о необходимости выработки универсальных, наднациональных правил использования этого вида оружия.

В югославском конфликте поражает то обстоятельство, что при самом широком освещении в СМИ и внимании общественности в США и других странах, практически полностью отсутствует какая-либо отчетность стран НАТО по операциям, предпринятым от имени альянса. Почти никакой информации не опубликовано об участии государств или их ВВС в воздушных операциях, как и о конкретных целях; мало что известно и об оружии, применявшемся в каждом конкретном случае.

Хьюман Райтс Вотч призывает НАТО и страны-члены блока:

  • создать независимую и беспристрастную комиссию с доступом к закрытой информации, которая расследовала бы факты и серьезность нарушений международного гуманитарного права и рассмотрела бы необходимость внесения корректив в тактику выбора целей и нанесения воздушных ударов в интересах обеспечения соблюдения международных норм;
  • изменить тактику НАТО в отношении выбора целей и нанесения воздушных ударов с включением в нее элементов боевого применения, принятых во время операции в Югославии в интересах большей защиты гражданского населения, в качестве важного шага в направлении приведения ее в полное соответствие нормам международного гуманитарного права;
  • провести беспристрастное и независимое расследование девяти инцидентов, связанных с ударами по невоенным целям, которые Хьюман Райтс Вотч считает незаконными. (Другие примеры такого рода мы намерены привести в отдельном докладе, который в настоящее время готовится к публикации);
  • провести всеобъемлющий анализ соответствия международному гуманитарному праву тактики давления на гражданское население как элемента психологической войны, просматривающейся при нанесении многих ударов;
  • признать, не ограничиваясь отдельными 20-30, и дать оценку всем инцидентам, повлекшим гибель гражданских лиц и "сопутствующие потери", в случае проведения ориентированного на общественность послевоенного анализа;
  • рассекретить всю оперативную информацию НАТО и отдельных стран-членов альянса, которая могла бы помочь в установлении точного вида боеприпасов, применявшихся по каждой цели, с тем чтобы обеспечить возможность всесторонней оценки гуманитарных последствий использования кассетных бомб и другого оружия, а также приостановить использование кассетных бомб до завершения такого анализа;
  • предать гласности всю информацию о ходе проведения операций (включая хронологию нанесения ударов, перечни целей, количество и тип использованных боеприпасов, а также любые аналитические материалы или оценки причин инцидентов, повлекших гражданские потери или гражданский ущерб), которая позволила бы независимым наблюдателям провести их должный анализ с точки зрения международного гуманитарного права;
  • рассмотреть приоритеты в выборе целей и боеприпасов во время югославской кампании и внести все необходимые коррективы для минимизации в будущем последствий использования военной силы для гражданского населения или гражданских объектов.


Webmaster