tadjik

Нарушения прав человека в странах СНГ

Развитие событий в области прав человека

В 1998 г. ситуация с правами человека в Таджикистане резко ухудшилась, главным образом в результате срывов в процессе примирения между правительством и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО), продолжение которого постоянно оставалось под угрозой. Как правительство, так и ОТО были неспособны или не стремились осуществлять контроль над противоправными элементами в их рядах, вследствие чего население становилось объектом безнаказанных криминальных действий представителей обеих сторон. Между последними продолжалась вооруженная борьба, приведшая к одной из наиболее серьезных вспышек нарушений со времени пика гражданской войны в 1992-93 гг.: жертвы среди мирного населения, захват заложников, грабежи и поджоги домов, изнасилования, внесудебные расправы. Серьезно осложнились условия безопасности для тех, кто принимает участие в оказании гуманитарной помощи.

Угрожающее затягивание с реализацией Общего соглашения о мире и национальном согласии (июнь 1997 г.) усиливало взаимное недоверие между правительством и ОТО и способствовало широкому распространению настроений разочарования среди населения. По состоянию на начало ноября, было амнистировано менее половины из тех, кто подпадал под действие закона об амнистии; при этом почти тысяча дел оставались нерассмотренными. Боевики оппозиции в подавляющем большинстве сохраняли оружие вместо того, чтобы сдать его властям; решение о выделении представителям оппозиции 30% должностей в центральном правительстве также не было выполнено к этому времени в полном объеме, а процесс их интеграции в местные органы власти даже не начался. По состоянию на середину октября, оставались в силе запреты и ограничения на деятельность политических партий и движений, входящих в ОТО, а также на деятельность СМИ; намеченные на 1998 г. парламентские выборы были перенесены на 1999 г.

Несколько политических кризисов, причиной которых стали медленные темпы процесса мирного урегулирования, ставили под вопрос само дальнейшее его продолжение. В январе ОТО на неделю вышла из Комиссии по национальному примирению (КНП) — органа, который координирует этот процесс. В мае Оли Маджлис (парламент) принял проект закона о запрещении создания политических партий на религиозной основе. После широких протестов в республике и на международном уровне спорные положения были изменены на ограничение деятельности политических партий местами, которые не относятся к религиозным учреждениям. Однако до конца октября новая редакция закона так и не была принята. Третий кризис возник в июле после убийства в Каратегинской долине 4 сотрудников Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане (МНООНТ). Международные организации прекратили в долине всякую деятельность, в то время как МНООНТ приостановила оказание содействия проведению демобилизации — ключевой составляющей мирного процесса. После сентябрьского покушения на члена ОТО Отахона Латифи оппозиция вновь ненадолго вышла из КНП.

Вооруженный конфликт между правительством и ОТО, продолжение борьбы за власть внутри группировок, а также междоусобные столкновения в обоих лагерях свидетельствовали о хрупкости контроля правительства и ОТО над их военными формированиями и о недовольстве различных вооруженных группировок мирным процессом. После того как в середине января к востоку от Душанбе в непосредственной близости от столицы начались вооруженные столкновения, напряженность нарастала последовательно до середины марта, когда события переросли в полномасштабные боевые действия и длительное военное противостояние в Кофарнихонском районе. Погибло, по меньшей мере, несколько мирных жителей, значительно большее число гражданских лиц были вынуждены покинуть свои дома. Новое столкновение между сторонами произошло 30 апреля — 2 мая. В Каратегинской долине Хьюман Райтс Вотч были собраны свидетельства, указывающие на непропорциональное и неприцельное использование силы правительственными войсками во время боевых действий, а также на случаи изнасилований, пыток, грабежей и поджогов гражданских жилищ. Потери среди мирного населения составили, как минимум, 25 человек. В середине июля и в конце августа в очередной раз вспыхнули столкновения между группировками ОТО в Таджикабаде — как в самом городе, так и вблизи него. Утверждали о причастности элементов из числа таджикских пограничников к грубым нарушениям, в том числе изнасилованиям, кражам и грабежам в Пяндже и Шаартузе.

Для большей части страны были характерны политическая нестабильность и слабость центральной власти; наиболее напряженной была ситуация в Душанбе, где происходили покушения и нападения на представителей как правительства, так и оппозиции, продолжались политические теракты, а высокий уровень убийств и других преступлений создавал атмосферу отсутствия безопасности. Среди убитых представителей оппозиции были влиятельный член КНП Отахон Латифи; заместитель командира спецподразделения по охране ООН, в прошлом — полевой командир Усмон Ходжаев; родственники влиятельных лидеров ОТО Юсуфа Хакима и Кыемеддина Гозыева. Со стороны правительства при взрыве автомашины погиб зампред Таможенного комитета, в то время как председатель комитета избежал гибели при аналогичном случае с его машиной.

В августе были убиты глава местной администрации в Шахринау, а также мэр и несколько других должностных лиц в Турсунзаде. Контролируемая большей частью формированиями ОТО Каратегинская долина оставалась зоной безнаказанной криминальной деятельности последних, а также иных вооруженных группировок; в Кулябе — опорном регионе президента — отмечались такие нарушения, как захват заложников, изнасилования, убийства и вымогательства, совершавшиеся организованной преступной группой, якобы возглавляемой одним из местных депутатов парламента.

В середине июня вооруженные лица в районе Хойта (на контролируемой оппозицией территории близ Гарма) два сотрудника МНООНТ были задержаны и избиты, им также угрожали расправой. Месяцем позже четыре сотрудника МНООНТ попали в засаду и были убиты недалеко от этого места якобы боевиками ОТО. Единственная дорога, ведущая из Душанбе в северо-восточную часть Гарма, на протяжении большей части 1998 г. оставалась вне досягаемости для международных организаций.

Сохранялась также практика отстранения от мирного процесса северной Ленинабадской области, практически полностью исключенной из участия в национальном примирении. КНП отказала Движению за национальное возрождение (ДНВ) — партии северян, пользующейся значительной поддержкой в масштабах всей страны, в разрешении непосредственно участвовать в мирных переговорах; Партия экономического и политического возрождения Таджикистана (также северная) столкнулась со значительными трудностями при регистрации и, по состоянию на конец ноября, так и не была зарегистрирована. Шестеро обвиняемых по делу о попытке покушения на президента Э.Рахмонова в столице Ленинабадской области Ходженте в 1997 г. были приговорены на закрытом процессе к смертной казни, среди них Абдулхафиз Абдуллаев — брат лидера ДНВ. А.Абдуллаеву, находившемуся в заключении с мая 1997 г. и больному раком в последней стадии, до начала ноября по-прежнему отказывали в предоставлении медицинской помощи в достаточном объеме.

Правительство сохраняло практически полный контроль над электронными СМИ, в то время как власти продолжали политику притеснений независимых телекомпаний. В мае Оли Маджлис принял Закон о защите чести и достоинства президента, в соответствии с которым титул «президент» может использоваться только президентом Э.Рахмоновым. Закон также устанавливает чрезмерные размеры штрафов и сроки лишения свободы для признанных виновными в оскорблении или клевете на президента. Однако после протестов на международном уровне Э.Рахмонов наложил вето на данный закон.

Журналистам отказывали в доступе в зоны конфликта, угрожали смертью, они попадали в заложники независимых полевых командиров и формирований ОТО. В июле корреспондент российской телекомпании НТВ Елена Масюк была объявлена «персоной нон грата» за выпуск в эфир материалов, «дискредитирующих руководство страны и его политику». Президентская политическая партия регулярно проводила свои собрания и пользовалась широким освещением в СМИ, в то время как другим по техническим причинам отказывали в разрешении на проведение собраний, они сталкивались с проблемами при регистрации, и их деятельность практически не освещалась в общенациональных и местных СМИ.

В 1998 г. произошло также ухудшение условий содержания в заключении в связи с прекращением Международным комитетом Красного Креста (МККК) (ссылавшегося в том числе на злоупотребления при распределении продовольственных пакетов, предоставленных с июня 1996 г.) своей программы чрезвычайной продовольственной помощи, начатой в 1996 г.