uzbek

СЕМЬЯ ИЛИ ЖЕНЩИНА? ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Международно-правовые обязательства Узбекистана

Международные договоры Узбекистана обязывают его уважать, защищать и обеспечивать соблюдение прав всех людей на территории республики вне зависимости от пола. Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)36 требует от Узбекистана запрета дискриминации по признаку пола и обеспечения равной защиты со стороны закона. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ, 1979 г.), ратифицированная Узбекистаном в 1996 г., обязывает государств-участников проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством.37

Ответственность государства за нарушения прав человека широко признается как включающая не только действия государства или его агентов, но и недостаточные усилия с их стороны по предупреждению, расследованию и уголовному преследованию нарушений, совершаемых частными лицами. Государства отвечают за существование у них устойчивой практики дискриминационного применения уголовного закона. Таким образом, систематическое отсутствие реакции на нарушения прав женщин, вне зависимости от субъекта таких нарушений, противоречит международно-правовым обязательствам государства. К этому относится и посягательство на личную безопасность.

В деле Веласкес-Родригес против Гондураса (1998 г.) Межамериканский суд по правам человека сформулировал принцип, согласно которому государство должно "с надлежащим вниманием" относиться к предупреждению нарушений прав человека частными субъектами.38 Суд установил, что государство должно предпринимать "разумные шаги в интересах предупреждения нарушений прав человека частными субъектами и использовать имеющиеся в его распоряжении средства для серьезного расследования нарушений в пределах его юрисдикции, установления виновных, назначения адекватного наказания, а также обеспечения для пострадавшей стороны адекватной компенсации".39

КЛДЖ устанавливает для государств нормативные стандарты соблюдения обязательства по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В ней содержатся наиболее авторитетные и четкие гарантии защиты женщины от дискриминации по признаку пола в общественной и частной жизни. Ратифицировав Конвенцию, Узбекистан принял на себя обязательство защищать женщин от насилия на сексуальной почве и иных форм насилия, связанных с полом, со стороны как агентов государства, так и частных лиц. Как участник Конвенции, Узбекистан обязан "безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин" (статья 2), включая "любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами ... на основе равноправия мужчин и женщин прав человека и основных свобод..." (статья 1).

Конвенция о ликвидации дискриминации женщин, однако, прямо не рассматривает вопросы насилия в семье. Резолюция по этой проблеме была принята Генеральной Ассамблеей в 1985 г. по рекомендации Экономического и социального совета ООН.40 В 1986 г. ЭКОСОС признал "насилие в семье" "грубым нарушением прав женщин".41

Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин обращался к проблеме насилия в отношении женщин в 1992 г. в своей Общей рекомендации № 19.42 Комитет заявил: "Насилие по признаку пола является одной из форм дискриминации, которая серьезно затрудняет пользование женщинами правами и свободами на равной основе с мужчинами". Такое насилие является, в частности, посягательством на такие права, как право на: свободу и личную неприкосновенность, равную защиту со стороны закона, равенство в семейных отношениях и наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Комитет также отметил: "В соответствии с общими нормами международного права и специальными конвенциями о правах человека Государства могут также нести ответственность за действия частных лиц, если они не уделяют надлежащего внимания предупреждению нарушений прав человека или расследованию и наказанию актов насилия, а также обеспечению компенсации".

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, принятая ГА ООН в декабре 1993 г., содержит всеобъемлющий перечень международных стандартов защиты женщин от насилия. Декларация осуждает насилие в семье как "нарушение прав и основных свобод женщин".43 В документе говорится, что "государства должны осудить насилие в отношении женщин и ... уделять надлежащее внимание вопросам предупреждения и расследования актов насилия в отношении женщин и наказания за них в соответствии с национальным законодательством, независимо от того, совершены ли такие акты государством или частными лицами".44 Декларация предписывает государствам также целый ряд судебных, законодательных, административных и образовательных мер, которые необходимо принять для выполнения международно-правового обязательства об искоренении насилия в отношении женщин.

Спецдокладчик ООН по проблеме насилия в отношении женщин обратилась к вопросу о государственной ответственности за насилие в семье в первом же своем докладе: "В контексте норм, установленным международным сообществом в последнее время, государство, которое не принимает мер по борьбе с насилием в отношении женщин, несет такую же ответственность, как и те, кто совершает акты насилия. Государства безусловно обязаны предупреждать, расследовать и наказывать преступления, связанные с насилием в отношении женщин".45

Нормативное положение о надлежащем внимании не ограничивается вопросами законодательства и уголовного преследования, охватывая также обязанность обеспечивать на практике достаточные возможности исправления положения для тех, чье физическое здоровье подверглось посягательству. Как отмечала спецдокладчик, под надлежащим вниманием понимается "широкий спектр подходов, включая обучение государственных служащих, образование, 'снятие покрова секретности с насилия в семье' и другие меры, каждый из которых, в случае его эффективности для целей предупреждения насилия на бытовой почве, государство должно брать на вооружение и применять с должным усердием".46


36) Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г. Узбекистан ратифицировал МПГПП в 1995 г. Отдельно о запрете дискриминации по признаку пола говорится в статьях 2(1), 3 и 26.
37) Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г.; вступила в силу 3 сентября 1981 г. (статья 2).
38) Velaquez Rodriguez v. Honduras, Inter-American Court of Human Rights (series C), July 29, 1988, No. 4. Суд постановил: "Противоправное деяние, которое привело к нарушению прав человека и которое изначально не может быть вменено государству в вину (например, совершенное частным лицом или при неустановлении лица, совершившего деяние), может повлечь для государства международно-правовую ответственность не в силу факта деяния как такового, но в связи с непроявлением государством надлежащего внимания к предупреждению нарушения или реагированию на него, как того требует Конвенция".
39) Там же, п. 176.
40) Резолюция ГА ООН 40/36, A/RES/40/36, 29 ноября 1985 г.
41) Резолюция ЭКОСОС 1986/18, 23 мая 1986 г., п. 2.
42) Committee on the Elimination of Discrimination against Women, General Recommendation 19, Violence against women, (Eleventh session, 1992), Compilation of General Comments and General Recommendations Adopted by Human Rights Treaty Bodies, U.N. Doc. HRI\GEN\1\Rev.1 at 84 (1994).
43) Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. Провозглашена резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года.
44) Там же.
45) Цит. по: Preliminary Report Submitted by the Special Rapporteur on Violence Against Women, its causes and consequences, U.N Document E/CN.4/1995/42, November 22, 1994.
46) Ib.