russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Процесс задержания

Дело в том, что задержание — едва ли не главный способ раскрытия преступления.
 — Юрий Синельщиков, первый заместитель прокурора Москвы.88

Очень удобно, когда человек в камере. На свободе человек ведет себя совершенно иначе. Человек, который находится в изоляции, лишен, я думаю, чего-то самого важного. На свободе есть право выбора, а здесь — нет, одно это ломает [человека].
 — Валентина Луцишина, адвокат Дмитрия Елсакова.89

Милиция использует процесс задержания и начальный период содержания под стражей, чтобы изолировать и дезориентировать подозреваемого в уголовном преступлении, с применением в ряде случаев максимального насилия в момент задержания. Оказавшись под стражей, задержанные редко имеют возможность связаться с адвокатом, а если и имеют, то зачастую лишены возможности выбирать его.

По российскому законодательству милиция вправе задержать человека по четырем крупным категориям оснований. Статья 11(2) Закона о милиции дает сотрудникам милиции право задержания на 3 часа "для установления личности", однако только при наличии достаточных оснований подозревать человека в совершении административного правонарушения или уголовного преступления. Кодекс об административных правонарушениях позволяет сотрудникам милиции в ограниченном числе случаев задерживать за совершение административного правонарушения.90 В соответствии со статьей 122 УПК милиция имеет право задержать на трое суток подозреваемого в совершении уголовного преступления без санкции прокурора при строго определенных обстоятельствах.91 В таких случаях милиция обязана информировать прокуратуру о факте задержания в течение 24 часов. Прокуратура в течение 48 часов после получения извещения должна дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного. Статья 22(2) Конституции предусматривает отныне санкцию суда на арест в течение 48 часов с момента задержания, однако до настоящего времени это положение не вступило в силу в связи с затягиванием процесса принятия нового уголовно-процессуального кодекса. Милиция может также арестовать человека после выдачи прокуратурой ордера на арест в соответствии со статьями 89 и 90 УПК.92

Сотрудники милиции обязаны представиться и сообщить задержанному о его правах.93 Последние включают право не давать показаний против себя и своих ближайших родственников и право на адвоката с момента задержания.94

Результаты наших исследований показывают, что милиция систематически игнорирует вышеуказанные процедуры. Многочисленные пострадавшие от пыток, с которыми беседовали наши представители, оказались в отделении милиции в качестве добровольных, как представляет дело последняя, посетителей, зачастую — поздно вечером. Нескольких человек задержали за административное правонарушение, а затем уже допрашивали по уголовным преступлениям. Сотрудники милиции часто помещают задержанных без достаточных оснований вне установленных мест содержания, чтобы избежать регистрации их поступления.

В статье в ежемесячном издании прокуратуры "Законность" первый заместитель прокурора Москвы Юрий Синельщиков подтверждает, что проведенные прокуратурой Москвы проверки показали, что так называемые "непроцессуальные" задержания весьма часты:95

Самое известное из непроцессуальных задержаний — задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, без оформления данного факта на основании статьи 122 УПК. ... Кроме того, "заподозренные" нередко задерживаются без составления протокола из-за отсутствия оснований для задержания, предусмотренных в ст. 122 УПК...

Работники милиции в целях сокрытия подобных фактов используют различные приемы. Зачастую они содержат "заподозренных" вне ИВС, помещая их в рабочие кабинеты, комнату дежурной части отдела внутренних дел и другие места, где строгого учета и регистрации таких лиц никто не ведет. (В одном подразделении органов внутренних дел задержанных приковывали наручниками к трубе, которая была специально для этого протянута вдоль длинного коридора.)

Проверкой в отделах внутренних дел, поднадзорных одной из межрайонных прокуратур Москвы, было выявлено 130 таких задержаний граждан. Они доставлялись в отделы по подозрению в преступлениях, однако ... на них составлялись протоколы не в порядке ст. 122 УПК, а на основании Кодекса об административных правонарушениях.96

Представляется, что милиция прибегает к таким методам в случае недостаточности оснований для задержания по статье 122 УПК или ареста. Например, многие пострадавшие от пыток и их родственники рассказывали представителям Хьюман Райтс Вотч, что милиция оправдывала задержание ссылкой на их соответствие определенному этническому типу, или "профилю", хотя одно только это не может рассматриваться в качестве достаточного основания для задержания или ареста.


89) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Л.Коростелевой и В.Луцишиной. Архангельск, 20 июля 1998 г.
90) Статья 239 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях гласит:
В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов.
91) Статья 122 УПК гласит:
Орган дознания вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.
О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола и в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.
92) Статья 89 УПК гласит:
При наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе применить в отношении обвиняемого одну из следующих мер пресечения: подписку о невыезде, личное поручительство или поручительство общественных организаций, заключение под стражу.
С санкции прокурора или по определению суда в качестве меры пресечения может применяться залог.
К военнослужащим может применяться в качестве меры пресечения наблюдение за ними командования воинских частей, в которых они состоят на службе.
При отсутствии оснований, делающих необходимым применение меры пресечения, у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства.
Статья 90 УПК гласит:
В исключительных случаях мера пресечения может быть применена в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, и до предъявления ему обвинения. В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется.
93) По словам М.Пашкина, этого требуют внутренние инструкции МВД. Интервью Хьюман Райтс Вотч. Москва, 25 февраля 1999 г.
94) Статья 48 Конституции гласит:
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 51 Конституции гласит:
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
95) Сотрудники милиции почти никогда не привлекаются к ответственности за незаконное задержание подозреваемого в уголовном преступлении. По словам Ю.Синельщикова, такое имеет место лишь в нескольких десятках случаев в год.
96) Юрий Синельщиков. Незаконное задержание. "Законность", № 2, 1999, стр. 8.