Грузия

Откат реформ: поправки подрывают доступ к правосудию

Ограничение возможности обращения в суд

Прокурорское рассмотрение жалоб задержанных

Международные стандарты требуют, чтобы все меры, затрагивающие права задержанных до суда и заключенных в учреждениях системы отбывания наказания, подлежали эффективному контролю суда или иных инстанций, полномочия которых обеспечивают максимально возможные гарантии компетентности, нейтральности и независимости в отправлении правосудия. Например, Принцип 4 Свода принципов ООН о защите всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, гласит:

Задержание или заключение в какой бы то ни было форме и все меры, затрагивающие права человека, применительно к задержанным или находящимся в заключении лицам, должны осуществляться в силу постановления или подлежать эффективному контролю судебного или другого органа.

Принцип 33 устанавливает, что задержанный или заключенный, его адвокат или другое осведомленное о деле лицо имеют право направить жалобу на обращение в органы, ответственные за управление местом содержания под стражей или заключения, а в случае необходимости — соответствующим органам, уполномоченным рассматривать жалобы или предоставлять средства защиты.90 При этом рекомендуется рассматривать такие жалобы без промедления, а в случае неоправданной задержки — обеспечивать подателю возможность направить жалобу в судебный или иной орган. "Судебный или иной орган" понимается в Своде принципов как "судебный или иной орган в соответствии с законом, статус и положение которого обеспечивают максимально прочные гарантии компетентности, беспристрастности и независимости".

С принятием поправок мая-июля 1999 г. грузинский УПК требует рассмотрения большей части жалоб, относящихся к досудебному этапу, органами прокуратуры. Прецедентной практикой Европейского суда по правам человека установлено, что прокуратура с полномочиями, аналогичными грузинской, не может гарантировать требуемые международным правом беспристрастность и независимость. В Грузии прокуратура одновременно выполняет следственные функции по самому широкому спектру преступлений и по всем преступлениям поддерживает обвинение в суде. По статье 56 УПК прокуратура также осуществляет надзор за следственными подразделениями других ведомств. В результате прокуратура ведет собственное следствие и контролирует ведение дознания и предварительного следствия другими инстанциями и ведомствами, в том числе МВД и МГБ. При этом она имеет возможность отменить любое решение следователей, за действиями которых осуществляет надзор.

Для целей судебного контроля законности задержания и содержания под стражей Европейский суд признал прокуратуру, имеющую полномочия, аналогичные грузинской, органом исполнительной, а не судебной власти.

Так, в деле Ассенов и др. против Болгарии Европейский суд счел невозможным признать в качестве судебного органа, уполномоченного рассматривать законность задержания, должностных лиц болгарской прокуратуры, выполняющей как следственные функции, так и задачи уголовного преследования, и законодательно тесно связанной с такими следственными органами, как полиция,91 за деятельностью которой она, к тому же, осуществляет надзор.92 В аналогичном решении по делу Николова против Болгарии Европейский суд подтвердил необходимость независимости судебной власти от исполнительной и равенства сторон в деле.93 Суд также отметил, что независимость и беспристрастность должностного лица прокуратуры может быть поставлена под сомнение, если возникает возможность его последующего вмешательства в уголовное судопроизводство на стороне обвинения.

На принадлежность грузинской прокуратуры, в отличие от суда, к исполнительной власти указывают и другие факторы. Аттестация прокурорских работников проводится в отдельном порядке, который отличается от предусмотренного для судей, причем этот порядок, в соответствии со статьей 7(6) Органического закона Грузии о прокуратуре, определяется генеральным прокурором. В области назначения, дисциплинарных взысканий и снятия с должности также действуют правила, отличные от судейских. Статьей 7(6) Закона о прокуратуре генеральному прокурору даны исключительные полномочия назначать и смещать подчиненных должностных лиц. Дисциплинарные меры в отношении прокурорских работников определяются коллегией Генеральной прокуратуры, председателем которой является генеральный прокурор, а членами — руководство прокуратуры и, при необходимости, представители МВД и МГБ. По статье 8(5) Закона о прокуратуре в случае разногласий между коллегией и генеральным прокурором окончательное решение принадлежит последнему.

При этом ряд судей и государственных чиновников в интервью представителям Хьюман Райтс Вотч заявляли, что по статье 91 Конституции Грузии прокуратура наделяется статусом судебного органа и что отнесение к ней в УПК полномочий по досудебному рассмотрению жалоб является, поэтому, оправданным.94 Однако из двух вышеописанных прецедентов следует, что двойственность функций грузинской прокуратуры (осуществление дознания и предварительного следствия при одновременной поддержке обвинения в суде) аналогична положению с прокуратурой в Болгарии. Поэтому весьма вероятно, что Европейским судом по правам человека прокуратура Грузии будет отнесена к органам исполнительной власти.


90) Принцип 33: "1. Задержанное или находящееся в заключении лицо или его адвокат имеют право направить в органы, ответственные за управление местом задержания или заключения, и в более высокие инстанции, а в случае необходимости — соответствующим органам, уполномоченным рассматривать жалобы или предоставлять средства защиты, — просьбу или жалобу относительно обращения с данным лицом, в частности в случае пыток или другого жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство вида обращения. 2. В тех случаях, когда ни задержанное или находящееся в заключении лицо, ни его адвокат не имеют возможности осуществить его права в соответствии с пунктом 1, такое право могут осуществить член семьи задержанного или находящегося в заключении лица или какое-либо другое лицо, которое осведомлено об этом деле. 3. Обеспечивается конфиденциальный характер просьбы или жалобы, если об этом просит податель просьбы или жалобы. 4. Каждая просьба или жалоба без промедлений рассматривается, и ответ дается без неоправданной задержки. В случае отклонения этой просьбы или жалобы или в случае неоправданной задержки податель просьбы или жалобы может направить ее в судебный или иной орган. Как задержанное или находящееся в заключении лицо, так и любой податель просьбы или жалобы в соответствии с пунктом 1 не могут подвергаться преследованиям за подачу просьбы или жалобы".
91) European Court of Human Rights judgment, Assenov and Others v. Bulgaria (90/1997/874/1086) of October 26, 1998. Полномочиям болгарской прокуратуры посвящены пп. 66-68. Пункт 68 гласит: "Согласно соответствующим положениям Уголовно-процессуального кодекса, законодательству и правоприменительной практике прокурор в уголовном процессе выступает в двояком качестве. На этапе предварительного следствия он осуществляет надзор. Он вправе, в том числе, давать следователю обязательные для исполнения указания; принимать участие при производстве экспертизы, обыска или любых других следственных действий; передавать дело другому следователю или самостоятельно вести следствие в полном объеме или частично. К его ведению относятся также вопросы прекращения уголовного дела, назначения дополнительного расследования, подготовки обвинительного заключения и передачи дела в суд. На этапе судебного следствия прокурор поддерживает обвинение".
92) В решении по делу Ассенов против Болгарии Европейский суд постановил (пп. 144-150), что прокуратура Болгарии не может рассматриваться в качестве независимой судебной власти для целей рассмотрения законности задержания. Пункт 146 гласит: "Суд подтверждает, что судебный контроль за вмешательством исполнительной власти в право человека на свободу является важнейшей составляющей гарантии по статье 5(3) [Европейской конвенции]... Для характеристики "должностного лица" как отправляющего "судебные полномочия" по смыслу данной статьи он или она должны отвечать определенным условиям, обеспечивающим задержанному гарантии от произвольного или необоснованного лишения свободы... Следовательно, "должностное лицо" не должно зависеть ни от исполнительной власти, ни от участников процесса..."
93) European Court of Human Rights judgment, Nikolova v. Bulgaria (application no. 31195/96) of March 25, 1999.
94) Статья 91(1) Конституции гласит: "Прокуратура Грузии является учреждением судебной власти, которое осуществляет уголовно-правовое преследование, надзор за дознанием и исполнением наказания, а также поддерживает государственное обвинение".