belarus

Нарушения академической свободы

Организационный контроль

После прихода к власти в 1994 г. президент А.Лукашенко установил прямой контроль за организационной стороной жизни госуниверситетов Беларуси. По действующему законодательству ректоры университетов, которых в 1991-94 гг. избирали демократическим голосованием на ученых советах, в настоящее время назначаются и снимаются по решению президента. А.Лукашенко также активно вынашивал идею и поддержал образование Белорусского патриотического союза молодежи (БПСМ) как единственной и наиболее влиятельной студенческой организации общенационального масштаба. Формально не имеющие прямого отношения к политике, централизация процедуры назначения ректоров и все большее проникновение БПСМ в организационную сторону студенческой жизни способствуют формированию в университетах скорее атмосферы, благоприятствующей насаждению политической ортодоксии и подавлению независимых взглядов, чем обстановки, которая способствовала бы свободному поиску и выражению своей позиции — необходимым условиям успеха науки.

Назначение ректоров президентскими указами

Система образования в госуниверситетах систематически ставится в Беларуси под контроль президента через прямое назначение им ректоров и деканов. Данная практика превосходит даже существовавшую в советский период, когда ректоры университетов назначались по представлению органов КПСС. При том, что Хьюман Райтс Вотч не занимает никакой позиции относительно того, как именно должна формироваться университетская администрация, по нашему мнению, любая система назначений, не противоречащая академической свободе, должна по меньшей мере обеспечивать, чтобы принятие решений по академическим и административным проблемам в университетах было защищено от влияния предвзятых политических соображений. Приводимые ниже свидетельства говорят о том, что белорусская система не отвечает этому минимальному требованию. Более того, опыт других стран показывает, что установление политическими властями централизованного контроля над руководством университетов, как это происходит в Беларуси, зачастую сопровождается прямыми ударами по академической свободе и автономии студентов и преподавателей.23 К сожалению, хотя в Беларуси при новой системе целый ряд ректоров университетов были уволены, как утверждают, по политическим мотивам, ни один из них не согласился побеседовать с представителем Хьюман Райтс Вотч даже под гарантию анонимности.

Действующая процедура отбора ректоров, введенная после избрания А.Лукашенко президентом в 1994 г., заменила сложившуюся при обретении Беларусью независимости в 1991 г., при которой ректоры назначались демократическим голосованием на ученых советах университетов.

В ходе встречи с представителем Хьюман Райтс Вотч проректор Национального института высшего образования Сергей Ветохин и сотрудник Министерства образования, начальник Главного управления высшего и среднего специального образования Валерий Добрянский утверждали, что А.Лукашенко принимает решение о назначении только после широких консультаций с академическим сообществом. На вопрос, не означает ли это, что роль президента сводится к чистой формальности, С.Ветохин ответил:

Я бы не сказал, что это только формальность, поскольку и аппарат администрации президента, и он лично весьма заинтересованно и подробно исследуют этот вопрос. Поэтому нельзя считать, что президент просто ставит штамп, но тем не менее он никогда не принимает решения, если до этого не состоялось обсуждения, и академическая общественность не поддерживает эту кандидатуру.24

С.Ветохин приводит в защиту новой системы следующие аргументы:

В Советском Союзе ректор назначался тоже приказом министра, но фактически утверждение происходило в партийных органах. Обязательно было членство в партии. Боюсь, что ни одного ректора — не члена КПСС у нас не было в то время. Собирались различные сведения о разной кандидатуре, вплоть до того, что из милиции, КГБ, и все это анализировалось именно в партийных органах. Решение принималось тоже на очень высоком уровне. Я точно знаю, что несколько ректоров обсуждались лично Машеровым, это был первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии. Около 1990 г. был введен новый порядок, когда ректоры выбирались ученым советом университета. Этот период продлился недолго и, вообще-то, он был неэффективным. То, что у нас происходит сейчас, мне кажется более оправданным. Можно рассматривать это и так, что здесь вмешательство администрации в дела университета, но на самом деле мне кажется, что авторитет ректора только повышается от того, что он проходит утверждение и беседует лично с президентом.25

Критиков новой системы беспокоит именно то, как ректоры будут использовать свой возросший авторитет, который, как утверждает С.Ветохин, основывается на президентском назначении. Ряд университетских преподавателей в беседах с представителем Хьюман Райтс Вотч подчеркивали, что именно в силу назначения президентом ректоры становятся подотчетными политическим властям, также ограничивается свобода самовыражения в университетской среде. Мария Волкова (имя изменено), на протяжении долгого времени работавшая преподавателем БГУ, так рассказывает об изменениях в системе назначений после распада СССР в 1991 г.:

В последние годы, когда Беларусь получила независимость, когда разрушился Советский Союз, Беларусь хотела идти по пути демократических свобод, она хотела сближаться с лучшими цивилизованными странами мира и чувствовать себя европейской страной. И, конечно, мы знаем опыт других стран, где может преподавательский коллектив выбирать ректора, и поэтому мы такой опыт уже пережили в БГУ, это было, наверное, в 1993 г. Впервые за всю мою жизнь я выбирала ректора на большом ученом совете, там было несколько кандидатур, и мы выбрали все очень сознательно доктора наук, члена-корреспондента, химика Федора Николаевича Капуцкого. Это был дельный и грамотный человек, но главное — он был ученый. У него были книги, монографии.26

М.Волкова противопоставляет это "окно в демократию" приходу к власти А.Лукашенко:

А когда пришел Лукашенко, нам выпало стать президентским университетом..., какими-то непонятными путями был просто навязан нашему университету новый, очень молодой ректор [1996]. Его большое преимущество в том, что он молод. Тогда ему вообще было 40 лет. Сейчас ему 43 года, Казулин Александр Владиславович. Он очень деятельный, очень активный, очень энергичный человек и, наверное, с большими способностями потенциальными, но на тот момент он даже не был доктором наук. Он был просто доцентом. А ректорами никогда не становились из непрофессуры, это нонсенс. А его очень настойчиво привозили в университет.27

М.Волкова отметила, что, хотя после назначения А.Казулина ситуация с финансированием и зарплатой сотрудников улучшилась, усилилось также и активное подавление выражения политических убеждений: новая администрация ввела меры по ограничению участия в студенческих демонстрациях, в том числе были организованы занятия по субботам, когда студенты обычно выходили на демонстрации.28

Микола Антипович, доцент Белорусской государственной политехнической академии, рассказал об аналогичных проблемах в связи с президентским назначением на академические должности:

Назначенчества? Я считаю, что это очень отрицательный момент [когда ректора назначают]... Поговаривают, что и зав. кафедрами будут назначать. Это будет президентская вертикаль, это для стабильности кадров, чтобы уши и глаза были у президента в этих структурах.29


23) Аналогичные меры принимались президентом Югославии С.Милошевичем в ходе его кампании подавления сербских ученых, а также президентом Индонезии Сухарто в борьбе со студентами в 1970-х гг. См.: "Deepening Authoritarianism in Serbia: The Purge of the Universities," A Human Rights Watch Report, vol. 11, no. 2(D), January 1999, pp. 9-13; Human Rights Watch, Academic Freedom in Indonesia: Dismantling Soeharto-Era Barriers (New York: Human Rights Watch, 1998), pp. 16-21.
24) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Минск, 11 июня 1999 г.
25) Там же.
26) Интервью Хьюман Райтс Вотч (имя не разглашается). Минск, 9 февраля 1999 г.
27) Там же.
28) Там же. Назначение дополнительных занятий во время оппозиционных демонстраций было обычной практикой, особенно в ходе массовых, со случаями насилия, демонстраций 1996 г. Студент Дмитрий Маркушевский рассказал представителю Хьюман Райтс Вотч: "Сами преподаватели не отговаривают..., этим занимаются заместители по воспитательной работе, деканы. Они иногда назначают дополнительные занятия на специальное время, когда могут быть массовые акции, как, например, Чернобыльский шлях. В школах вводят дополнительные занятия обязательно, и за пропуск занятий в это время строгие взыскания со школьников ". Интервью Хьюман Райтс Вотч. Минск, 29 октября 1998 г.
29) Интервью Хьюман Райтс Вотч. Минск, 9 февраля 1999 г.