Полиция Франции использует "Дрон 06" для мониторинга соблюдения карантинных мер в Вильфранш-сюр-Мер, Франция, 27 марта 2020 года. © 2020 Sipa via AP Images

(Вашингтон) – Использование властями технологий цифровой слежки для борьбы с пандемией COVID-19 не должно приводить к нарушению прав человека, говорится в опубликованном сегодня заявлении Human Rights Watch, Amnesty International, Access Now, Privacy International и еще 103 организаций. Организации призывает правительства проявить лидерство в борьбе с пандемией таким образом, который обеспечивал бы неукоснительное соблюдение прав и свобод при использовании цифровых технологий для отслеживания и мониторинга населения.

«Коронавирус стал причиной беспрецедентного кризиса в области здоровья населения, но правительства не должны использовать ситуацию как прикрытие для внедрения инвазивной или тотальной цифровой слежки, - говорит Дебора Браун, старший исследователь Human Rights Watch по правам человека и цифровым технологиям. – У любые мер по отслеживанию перемещений людей должна быть правовая основа. Они должны быть узко ограничены интересами достижения законной цели защиты здоровья населения и включать гарантии недопущения злоупотреблений».

Власти различных государств все шире начинают практиковать электронную слежку для мониторинга и сдерживания распространения коронавирусной инфекции. На сегодняшний день сообщается об использовании геолокации в 24 странах и приложений для отслеживания контактов или соблюдения режима карантина – в 14.

Human Rights Watch напоминает, что Китай и Россия расширяют свои возможности электронной слежки и ограничивают права и свободы избыточным образом с точки зрения интересов охраны здоровья населения во время эпидемии COVID-19. В США органы государственного здравоохранения плотно сотрудничают с частными компаниями в вопросах агрегирования и анализа больших массивов данных о передвижениях людей, пытаясь на основе этого получить картину каналов распространения вируса и оценить эффективность реагирования системы здравоохранения. Однако нужно учитывать, что такие объемные базы данных часто не обеспечивают адекватной репрезентативности по отдельным группам населения, особенно по малоимущим и меньшинствам.

«Попытки составить представление о каналах распространения коронавируса на основе неполных и дискриминационных баз данных ставят под угрозу наши права и свободы, - говорит Амос Тох, старший исследователь Human Rights Watch по вопросам искусственного интеллекта. – Это может обернуться еще более драконовскими санкциями за нарушение карантина, от которых несправедливо страдают неимущие и меньшинства».

Некоторые из предлагаемых сегодня способов контроля передвижения граждан способны коренным образом изменить отношения между правительством и народом из-за эрозии доверия к публичной власти. Это чревато не только долгосрочными негативными последствиями для прав человека, но и подрывом эффективности реагирования на чрезвычайные угрозы здоровью населения.

В заявлении содержатся восемь условий, при соблюдении которых общество могло бы принять расширение электронной слежки. В частности, меры такого рода:

  • должны быть законными, необходимыми, соразмерными, прозрачными и оправданными с точки зрения законной цели в области охраны здоровья населения;
  • должны быть ограничены по времени и действовать только на период, необходимый для борьбы с пандемией;
  • должны быть ограничены по масштабам и приниматься исключительно в целях борьбы с пандемией;
  • должны обеспечивать достаточный уровень защиты любых собираемых персональных данных;
  • должны учитывать риски дискриминации и других нарушений прав человека в отношении маргинализованных групп населения;
  • должны обеспечивать прозрачность любых договоренностей об обмене данными с другими государственными и частными акторами;
  • должны включать гарантии недопущения неправомерной слежки и обеспечения доступа к эффективным средствам правовой защиты;
  • должны включать механизмы свободного, активного и содержательного участия заинтересованных сторон.

«Цифровые технологии могут быть полезными для борьбы с пандемией и защиты здоровья людей, но только если правительства следовать правилам», - говорит Дебора Браун.

Police in France using “Drone 06” to enforce quarantine measures in Villefranche-sur-Mer, France, March 27, 2020 © 2020 Sipa via AP Images

(Washington, DC) – Governments’ use of digital surveillance technologies to fight the COVID-19 pandemic should respect human rights, Human Rights Watch, Amnesty International, Access Now, Privacy International, and 103 other organizations said in a joint statement today. The groups urged governments to show leadership in tackling the pandemic by respecting human rights when using digital technologies to track and monitor people.

“COVID-19 is an unprecedented health crisis, but governments must not use the virus as cover to introduce invasive or pervasive digital surveillance,” said Deborah Brown, senior digital rights researcher at Human Rights Watch. “Any surveillance measures must have a legal basis, be narrowly tailored to meet a legitimate public health goal, and contain safeguards against abuse.”

Governments are increasingly turning to digital surveillance to monitor and contain the pandemic. There are currently reports that 24 countries are undertaking telecommunications location tracking and 14 countries are using applications for contact tracing or quarantine enforcement.

Human Rights Watch has found that the governments in China and Russia are expanding their surveillance capabilities and restricting rights in ways that are not justified on public health grounds to counter the spread of COVID-19. Public health authorities in the United States are also working closely with the private sector to aggregate and analyze vast pools of data about people’s movements, in a bid to gain insights into how the virus is spreading and assess the effectiveness of public health interventions. However, those large datasets often do not fairly represent communities, especially people living in poverty and other minorities.

 “Trying to figure out how COVID-19 spreads by using incomplete and discriminatory datasets threatens our human rights,” said Amos Toh, senior researcher on artificial intelligence at Human Rights Watch. “This could lead to more draconian enforcement of public health measures that unfairly penalize people living in poverty and other minority communities.” 

Some of the surveillance measures being proposed today could fundamentally reshape the relationship between governments and their people, eroding trust in public authorities. This could not only cause long-term damage to human rights, but even during the emergency could undermine efforts to respond to the public health crisis.  

The statement outlines eight conditions governments should meet to allow for increased digital surveillance, including that their measures:

  • Are lawful, necessary and proportionate, transparent, and justified by legitimate public health objectives;
  • Are time-bound and only continue for as long as necessary to address the pandemic;
  • Are limited in scope and purpose, used only for the purposes of responding to the pandemic;
  • Ensure sufficient security of any personal data that is collected;
  • Mitigate any risk of enabling discrimination or other rights abuses against marginalized populations;
  • Are transparent about any data-sharing agreements with other public or private sector entities;
  • Incorporate protections and safeguards against abusive surveillance, and give people access to effective remedies; and
  • Provide for free, active, and meaningful participation of relevant stakeholders in data collection efforts.

“Digital technology could help in combating this pandemic and keeping people safe, but only if governments follow human rights rules when using these tools,” Brown said.