cis

Нарушения прав человека в странах СНГ

Общий обзор по странам Европы и центральной Азии

Правозащитная деятельность

Накануне 50-й годовщины принятия Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) было бы уместно отметить впечатляющий прогресс, достигнутый за прошедшие десятилетия правозащитным движением в регионе. 50 лет назад Европа лежала в руинах, а «холодная война» только начиналась. Присутствие независимых правозащитных групп никак не проявлялось в повседневной жизни. Тем не менее ростки того, что впоследствии воплотилось в ВДПЧ, а также в Международный пакт о гражданских и политических правах и Хельсинкский Заключительный акт, присутствовали в моральных и политических обязательствах не допустить повторения бойни, которую пережили в Европе евреи и другие народы в период Второй мировой войны.

На протяжении последующих десятилетий правозащитники постепенно появлялись в странах Восточного блока, особенно в 70-х гг., когда местные активисты взяли на вооружение содержащуюся в Хельсинкских соглашениях гарантию каждому человеку «знать свои права и пользоваться ими». История самой Хьюман Райтс Вотч тесно связана с этим процессом. Отделение Европы и Центральной Азии (известное в то время как Хельсинки Вотч) было создано в 1978 г. в ответ на преследования правозащитных наблюдателей в Советском Союзе и Чехословакии, пытавшихся реализовать это право.

В посткоммунистическую эпоху произошел взрывной рост числа правозащитных групп на всей территории бывшего социалистического лагеря, и они продолжают действовать, за редким исключением, во всех странах региона. Даже в таких государствах, как Беларусь, ФРЮ, Турция и Узбекистан, враждебность властей и препоны, чинимые государством неправительственным организациям, не смогли помешать формированию таких групп и приобретению ими все большего влияния внутри собственной страны и в международном сообществе. Более того, права человека стали в регионе признанным вопросом двусторонних и многосторонних отношений; лишь немногие правительства решаются утверждать, что нарушения прав человека являются исключительно внутренним делом. С созданием Совета Европы, где правам человека уделяется приоритетное внимание, а также с созданием и расширением Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (в результате Хельсинкских соглашений) правозащитные проблемы заняли еще более прочное место в общей повестке дня стран региона.

Однако активисты правозащитного движения и правозащитные группы продолжают сталкиваться со многими трудностями. В 1998 г. правозащитники в Азербайджане, Беларуси, ФРЮ, Киргизии, России, Турции и Узбекистане подвергались угрозам, арестам и/или насильственным нападениям. Как в этих, так и в других странах правозащитники становились объектом нападок со стороны властей, поощряемых государством преследований, полицейской жестокости и арестов за их активную критику политики правительств своих стран в области прав человека. Несмотря на то что в Турции существует влиятельное правозащитное сообщество, последнее на протяжении года по-прежнему испытывало постоянное давление и оставалось под наблюдением аппарата государственной безопасности. В мае неоднократно стреляли в Акина Бирдала, возглавляющего Правозащитную ассоциацию Турции. Обвинение в организации нападений было предъявлено ряду лиц, в том числе армейскому сержанту. Правозащитные группы в Федеративной Республике Югославии — в особенности те, которые сообщали или выступали в связи с нарушениями со стороны сил югославского правительства в Косово — в течение года подвергались угрозам или становились объектом поощряемой государством кампании запугивания. Правозащитников-этнических албанцев в Косово задерживали и пытали. В Туркменистане притеснения со стороны властей настолько сильны, что там вообще отсутствуют независимые правозащитные организации.

Многие неправительственные организации, особенно в странах бывшего социалистического лагеря, сталкиваются с серьезными трудностями, отчасти вследствие законодательства, регламентирующего их деятельность. Законы многих стран региона предусматривают чрезмерное участие государства в создании неправительственных организации и контроле за их деятельностью. Власти Армении, Азербайджана, Беларуси, Болгарии и Узбекистана зачастую использовали такое законодательство для отказа в регистрации неправительственным организациям и неоправданного вмешательства в их деятельность. Другой проблемой для неправительственных организаций является отсутствие в некоторых странах налогового режима для некоммерческих организаций. В частности, объектом репрессивных действий властей становились неправительственные организации, выступающие в защиту прав не пользующихся симпатией религиозных или этнических групп, а также сексуальных меньшинств.

Несмотря на многочисленные препятствия, правозащитники в Европе и Центральной Азии проявляли творческий и энергичный подход в деле защиты прав человека. 1998 г. богат положительными примерами их работы. Растущая правозащитная сеть возникла в России, причем не только в Москве, где имеется обширное и активное сообщество, но и во многих российских регионах.

В условиях широко распространенной в Европе враждебности властей и общественной поддержки дискриминации цыган местные группы в Чешской Республике, Болгарии, Греции, Венгрии, Румынии и Словакии, наряду с Европейским центром прав цыган (Будапешт), настойчиво стремились привлечь внимание к нарушениям в отношении цыган и защитить их права.

Правозащитные группы в Югославии по-прежнему оставались единственным отрадным примером в регионе, проповедуя альтернативную позиции правительств своих стран точку зрения — основанную не на национальной розни. Разительным контрастом по сравнению со своими правительствами было объединение в ряде случаев многонациональных правозащитных групп в Албании, Боснии, Хорватии, Македонии, а также в югославских республиках Косово, Черногории и Сербии в публичном осуждении нарушений в отношении национальных меньшинств региона; многие создавали трансграничные коалиции для оказания содействия безопасному возвращению беженцев и защиты их прав. В ходе конфликта в Косово многонациональные группы сербов и этнических албанцев из Центра гуманитарного права документально фиксировали нарушения со стороны югославской армии и сил безопасности. Несколько югославских групп, объединившись в Ассоциацию независимых электронных СМИ (АНЭСМИ), искусно проводили кампанию по привлечению внимания к подавлению независимых СМИ в ФРЮ.

Правозащитные группы особенно активно и эффективно действовали в период, предшествовавший заключению Многостороннего соглашения в Северной Ирландии, обеспечив для вопросов прав человека достойное место в мирном соглашении. После многих лет настойчивых обращений правозащитные группы наконец добились проведения нового расследования событий «кровавого воскресенья» — демонстрации 1972 г., во время которой английскими десантниками было убито 13 человек, выступавших за гражданские права.

Неправительственные организации развернули особую активность в рамках усилий в поддержку ратификации Конвенции о запрещении противопехотных мин. В марте в Будапеште состоялась встреча представителей неправительственных организаций из 19 стран Центральной и Восточной Европы, на которой был дан старт кампании, среди прочего, в Азербайджане, Грузии и Чечне (Россия). В мае представители более чем 150 неправительственных организаций из России и стран СНГ провели встречу с организаторами Международной кампании в поддержку запрещения противопехотных мин для координации своих действий в этой области.

Возникновение на всей территории России на протяжении последних четырех лет сети кризисных центров для женщин ознаменовало крупное достижение в развитии неправительственных организаций и гражданского общества. Несмотря на катастрофическую нехватку средств, этим неформальным группам удалось привлечь внимание общества к проблемам изнасилований и насилия на бытовой почве, а также возмутительно неадекватной реакции государства на эти серьезнейшие вопросы. Они также способствовали активизации движения против торговли женщинами.