США

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница


Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

НЕПОДВЛАСТНЫЕ
ПРАВОСУДИЮ

Содержание

РЕКОМЕНДАЦИИ

Подотчетность обществу и прозрачность

(1) Федеральное правительство должно давать своевременные и подробные отчеты в соответствии со своими обязательствами по договорам о правах человека, должно распространять информацию среди органов на уровне штатов и муниципалитетов в отношении выполнения обязательств США по правозащитным договорам, а также оказывать содействие международным исследователям прав человека согласно своим обязательствам.

  • США обязаны подавать периодические доклады в Комиссию ООН по правам человека, Комиссию по запрету пыток и Комиссию по ликвидации расовой дискриминации в соответствии с условиями ратификации этих международных документов. На настоящий момент отчетность США является неполной (в случае Комиссии по правам человека) либо задержана более чем на два года (в двух случаях других комиссий). Имеется возможность в будущем сделать отчетность более отвечающей требованиям путем лучшей организации сбора данных, более честного описания имеющихся недостатков и самое важное — мобилизации политической воли к подготовке своевременных и подробных отчетов.
  • Федеральное правительство несет обязательство по распространению информации среди органов штатов и муниципалитетов об обязанностях США в рамках ратифицированных страной международных соглашений. До сих пор не предпринималось попыток серьезно и последовательно распространять такую информацию. Федеральное правительство должно немедленно приступить к ее распространению.
  • Когда Специальные докладчики и другие инспекторы ООН проводят миссии в США, соответствующие американские должностные лица всех уровней должны оказывать им содействие путем предоставления требуемой информации, организации встреч с представителями всех уровней власти, имеющими отношение к вопросам подотчетности полиции обществу, и изучения опубликованных докладов ООН, включая рекомендации. В частности, местные и федеральные власти должны ознакомиться с докладом, опубликованным в апреле 1998 г. Специальным докладчиком по внесудебным, суммарным или произвольным казням. Он расследовал убийства, совершенные полицией, и выразил озабоченность отсутствием общенациональной статистики по этому вопросу, низким качеством следствия по делам об убийствах, совершенных полицейскими, а также низким уровнем возбуждения уголовных дел по фактам полицейского произвола, приводящего к смерти. Специальный докладчик рекомендовал улучшить обучение в области международных норм по охране порядка и правам человека; провести независимые расследования случаев смерти арестованных; назначить особых прокуроров по таким делам.

(2) Федеральное правительство должно собирать и публиковать соответствующую национальную статистику по полицейским нарушениям для информирования политиков, осуществлять надзор за сбором данных на местах и способствовать мониторингу ситуации как государственными, так и неправительственными организациями.

  • Департамент юстиции должен готовить ежегодные доклады о количестве полученных и расследованных жалоб о нарушении прав человека сотрудниками полиции и о числе сотрудников, которым были предъявлены обвинения или были осуждены по федеральному уголовному законодательству о гражданских правах. Доклады должны содержать анализ таких проблем, как совершаемые должностными лицами акты расовой дискриминации, тенденции в наблюдаемых видах нарушений, трудности судебного преследования и источники информации.
  • Департамент юстиции должен собирать данные о применении силы свыше пределов необходимого и выпускать ежегодный доклад по этому вопросу согласно постановлению Конгресса от 1994 г. Пилотные исследования и предварительные доклады, опубликованные Департаментом юстиции, пока не дали полезной информации на эту тему. Такой сбор данных должен включать информацию, полученную от агентств или комиссий гражданской проверки и от правозащитных организаций, а не опираться, как это происходит в настоящее время, исключительно на добровольное предоставление сведений департаментами полиции. В том виде, в каком этот проект проводился до сих пор, он не соответствует постановлению Конгресса. Отдел гражданских прав должен осуществлять более тщательный надзор и руководство и перераспределить средства, выделяемые Департаментом юстиции, чтобы обеспечить выполнения данного Конгрессом мандата.
  • Конгресс должен приостановить федеральное финансирование департаментов полиции, не сообщающих сведения о применении силы сверх пределов необходимого. Конгресс, который, насколько нам известно, не обеспечил достаточное финансирование деятельности по сбору сведений об использовании силы полицей, должен немедленно исправить положение, а в проекты исследований должны быть внесены изменения, чтобы они способствовали выполнению данного Конгрессом мандата. Члены Конгресса также должны следить за действиями Департамента юстиции по сбору этих сведений и настаивать на том, чтобы данные о незаконном применении силы полицией публиковались немедленно.
  • В рамках своих новых полномочий Секция специальных исков Отдела по гражданским правам может подавать в суд на полицейские подразделения, систематические нарушающие права челвека. До настоящего момента не опубликован сводный отчет о предпринятых расследованиях или возбужденных исках. Доклад Департамента юстиции о незаконном использовании силы или отдельный доклад Отдела по гражданским правам должен включать: информацию о департаментах полиции, изученных Отделом по гражданским правам; факты, обнаруженные в результате такого изучения; взаимодействие с местными адвокатами и правозащитными организациями, предоставляющими информацию о полиции Департаменту юстиции; продвижение в департаментах полиции тех реформ, которые требует Департамент юстиции во избежание судебного иска, а также согласительные судебные постановления или запреты на жестокое обращение. Следует отмечать всякий прогресс в выполнении департаментами полиции этих судебных постановлений и других соглашений и отслеживать их выполнение. Кроме того, в докладе должны быть указаны причины подробного изучения департамента полиции того или иного города. Отсутствие информации о достигнутых согласительных постановлениях снижает положительную сторону таких постановлений — напротив, в отсутствие информации общество начинает думать, что Департамент юстиции не выполняет своих обязательств. Общество также имеет право знать, каким образом Департамент юстиции использует свои новые гражданские полномочия.
  • Департамент юстиции должен отслеживать деятельность по сбору данных на местах и способствовать такой деятельности, чтобы обеспечить более широкий доступ общественности к ценным и актуальным сведениям и гарантировать, что федеральная политика будет строиться на объективной оценке количества и характера случаев жестокости полиции.
  • Комиссия США по гражданским правам публикует периодические доклады о жестокости полиции в отдельных городах и регионах. Мы требуем дополнительного финансирования таких комиссий, чтобы повысить их возможности по проведению общественных слушаний, подготовке своевременных и содержательных докладов, формулированию рекомендаций и отслеживанию выполнения этих рекомендаций.

(3) Агентства гражданской проверки, внутренние отделы департаментов полиции, муниципальные правительства и местные прокуратуры должны регулярно публиковать отчеты о своей деятельности по борьбе с нарушениями прав человека полицией. В тех случаях, когда для этого требуется дополнительное финансирование, такое финансирование должно быть предоставлено; недостаток финансирования не является оправданием для невыполнения своих обязательств по информированию общества.

  • Агентства гражданской проверки должны не менее одного раза в год публиковать отчеты с подробными статистическими данными и другими сведениями, относящимися к жалобам, тенденциям, распространенности каждого типа жалоб, дисциплинарным мерам, принятым по подтвержденным жалобам, рекомендациями по политике (а также ответами на эти рекомендации) и контактам с общественностью. В статистику должны входить данные о расовой и половой принадлежности жалобщиков и сотрудников, на которых подают жалобы. Также в отчет должны входить примеры типов нарушений, в отношении которых агентством получены жалобы в отчетный период.
  • В тех городах, где мандат агентства фактически препятствует целенаправленной и эффективной проверке практики полиции, такой мандат следует пересмотреть.
  • Агентства проверки не должны ограничиваться принятием жалоб у населения, но должны иметь полномочия и достаточное финансирование для осуществления расследования по собственной инициативе.
  • Агентства проверки в силу своего положения имеют уникальную возможность отслеживать типы жалоб и недостатки полицейских департаментов, за работой которых они наблюдают. По этой причине они должны предлагать соответстсвующему департаменту полиции свои рекомендации по формированию политики.
  • Агентства гражданской проверки должны автоматически уведомляться о подаче гражданских исков на полицейские нарушения и должны направлять истцам информацию, касающуюся их права подать жалобу в агентство проверки.
  • Департаменты полиции должны отменить режим секретности при рассмотрении жалоб на нарушения, кроме тех случаев, когда секретность конкретно требуется процессуальными нормами. Полиция несет ответственность перед обществом и должна демонстрировать, что применяемая практика и правила соответствуют нормам соблюдения прав человека. Департаменты полиции, которые утверждают, что у них должным образом организовано принятие мер в отношении сотрудников, подозреваемых в нарушении прав человека, обязаны доказать это обществу — либо посредством регулярно публикуемых отчетов, либо более активно отвечая на запросы об информации. Департаменты полиции в своих отчетах должны, соблюдая необходимую конфиденциальность, сообщать хотя бы количество сотрудников, подвергнутых дисциплинарным взысканиям за определенный период времени; нарушения, послужившие причиной наказаний и типы наказаний. В такой отчет должны также быть включены общее количество и фамилии сотрудников, получивших обвинительные заключения или осужденных за отчетный период с указанием предъявленных им обвинений; эта информация не должна храниться в тайне. Окружная и федеральная прокуратура должны информировать полицейские департаменты о ходе уголовных дел против их сотрудников.
  • Местная прокуратура должна вести доступные для ознакомления списки сотрудников правоохранительных органов, которые были арестованы, получили обвинительное заключение или осуждены. Подавляющее большинство окружных и районных прокуроров, опрошенных представителями Хьюман Райтс Вотч, нам ничего не сообщили о наличии таких списков. Без подобного рода списков федеральная прокуратура не может установить, насколько правильно ведутся в местных прокуратурах дела о полицейских нарушениях и не требуется ли начать федеральное расследование. Также в отсутствие списков у населения не имеется важной информации, характеризующей полицию, которая обязана защищать население и служить ему.
  • В национальном масштабе необходимо систематически собирать статистику о количестве и характере гражданских исков против полицейских, а также о том, какие суммы были выплачены в качестве компенсации в каждой из юрисдикций. Для начала в городах следует публиковать сообщения о гражданских исках с указанием содержания иска, суммы компенсации, выплаченной по договоренности или по решению суда, и мер, принятых в полиции в отношении сотрудников в тех случаях, когда по искам была выплачена большая компенсация: такие меры могут включать переобучение, консультирование или дисциплинарные санкции.


Webmaster