Россия / Чечня

"Добро пожаловать в ад"

Произвольные задержания, пытки и вымогательство в Чечне

Недозволенное обращение и пытки в других местах содержания под стражей

Отделы внутренних дел и комендатуры, недозволенное обращение в пути

Федеральные силы часто используют для содержания задержанных помещения ОВД, поскольку последние в большинстве случаев имеют соответствующие камеры. В некоторых ОВД перенаселенность камер в течение длительного времени делала условия содержания бесчеловечными; задержанные неоднократно рассказывали об избиениях и недозволенном обращении.

При арестах в январе — начале февраля 2000 г. многих перед отправкой в Чернокозово или освобождением доставляли в ОВД в Знаменском, где также располагалась комендатура. Представители Хьюман Райтс Вотч беседовали с девятью задержанными, которые содержались и/или проходили там первый допрос во второй половине января.201

"Алимхана Висаева" арестовали в конце января на севере Чечни и доставили в Знаменское вместе с еще тридцатью задержанными из его города. В Знаменском его продержали четверо суток, избивали как по прибытии, так и в камере. В милицейском изоляторе на двоих их было восемь человек:202

[По прибытии в Знаменское] нас два часа держали на морозе с поднятыми руками, тогда это и началось. Если пошевелишься — бьют прикладами или ногами. Меня то и дело били, ногами тоже. Нас били человек десять, один очень высокий, метра два, и здоровый. Я видел лицо одного охранника, который снял с меня мусульманскую шапочку, — нам не разрешали смотреть по сторонам — он был высокий, толстый, старше тридцати и в камуфляже. Я слышал, это был Волгоградский ОМОН...

Нас держали на улице два часа, а потом ... вызывали по одному на допрос.203

После допроса "А.Висаева" поместили в изолятор в отдельном здании:

В ОВД никаких угроз не было, бить стали в изоляторе... В камере на двоих было восемь человек, мы сдвинули койки: четверо спали на койках, четверо — на бетонном полу.

Четверо собеседников Хьюман Райтс Вотч (всех арестовали дома 4 февраля в Грозном) перед отправкой в Чернокозово провели ночь в Знаменском. Двое из них рассказывали о бесчеловечном обращении в пути, когда их погрузили друг на друга; оказавшиеся внизу едва не задохнулись. 5 февраля "Али Байгираева" повезли из Знаменского в Чернокозово:

[32 человека] повезли дальше в "автозаке", погрузили друг на друга, как бревна. Те, кто снизу, кричали, им воздуха не хватало. Если кто сверху пошевелится — солдаты бьют автоматом. Когда приехали в Чернокозово..., двое внизу были без сознания. Их просто выволокли.204

"Якуб Тасуев", которого перевозили вместе с "А.Байгираевым", описал представителям Хьюман Райтс Вотч аналогичную ситуацию: "Всех тридцать два человека погрузили в одну маленькую машину на пять или шесть человек, это ГАЗ-53 для перевозки арестованных. Нас грузили друг на друга".205 Хотя ни "А.Байгираев", ни "Я.Тасуев" не говорили, сколько времени занимала дорога, задержанные, которых перевозили в другие дни, отмечали, что время в пути составляло около часа.

Хьюман Райтс Вотч располагает отдельными свидетельствами о случаях применения физической силы к задержанным в других ОВД или комендатурах. Так, "Ризвана Висангириева" 3-4 марта задержали в комендатуре Старопромысловского района Грозного вместе с сыном и еще двенадцатью мужчинами. Его избили при поступлении (наподобие прогона сквозь строй), это произошло через некоторое время — ночью.

В ту ночь нас выводили по одному, надевали наручники и били. Солдаты были все пьяные. Часов в 11 или около полуночи меня вывели и замотали голову моей же курткой, чтобы ничего не видел. Бросили в комнату, там было человек семь или восемь. Вывели из камеры в коридор и там надели наручники. В комнате меня трое до потери сознания избили. Били кулаками, ногами, дубинками, прикладами били. Говорили: "Ты убивал наших людей, ты боевик". Там темно было, они били со всех сторон. Я не видел, кто это, пытался спрятать лицо. С полчаса били, пока я не упал, тогда они меня подняли и держали, пока не пришел в себя, и опять стали бить. Так раз или два. Когда обратно в камеру волокли, я все еще без сознания был.206

"Р.Висангириева" с сыном освободили на следующий день после вмешательства людей Бислана Гантамирова. Перед этим ему, по его словам, пришлось подписать стандартное заявление о том, что изъятое имущество было ему возвращено и претензий к милиции нет.

В интервью представителям Хьюман Райтс Вотч некоторые бывшие задержанные не могли назвать место содержания, потому что им завязывали глаза или иным образом полностью дезориентировали. Не вызывает, однако, сомнений, что они были задержаны федеральными силами. Одного из них, "Зураба Алиева" задержали в собственном доме в Грозном поздно вечером 1 марта, как он полагает, сотрудники ФСБ; ему замотали голову мешком и отвезли в какое-то место в Грозном. "З.Алиева" поместили одного в совершенно темную камеру, по его ощущениям — в подвале какого-то административного здания; при этом он слышал, как кто-то кашлял, что позволяет ему предполагать наличие там также и других задержанных. Его били и допрашивали в самом начале и впоследствии — примерно раз в три дня в течение первых двух недель, после чего, по его словам, "обо мне забыли". Его спрашивали, чем он занимается, и предлагали сотрудничать — сообщить имена известных ему боевиков.

Примерно через неделю после задержания "З.Алиева" избили, подвесив за ноги и замотав ему голову.

Я чувствовал, как меня связывают веревкой, ноги связали и подняли меня вверх каким-то блоком. Я стоял на ногах, на ноги петлю накинули. Потянули за веревку — я упал, потом веревку закрутили, так что я висеть остался. Не знаю, сколько я пробыл в таком положении. Били, по лицу, но больше по туловищу — по половым органам и по легким... Пока висел — прижигали сигаретой, ягодицы.207

"З.Алиева" освободили 22 марта, около получаса везли на машине, после чего выбросили. На момент встречи с представителями Хьюман Райтс Вотч он нуждался в лечении после травм, полученных в результате побоев (в том числе: воспаление и опущение почек, простатит (воспаление предстательной железы) и воспаление гениталий).


201) Как правило, наши собеседники не рассказывали подробно об условиях содержания в Знаменском, поскольку в основном обсуждались нарушения в Чернокозово. 202) В интересах сохранения конфиденциальности место задержания не разглашается.
203) Интервью Хьюман Райтс Вотч с "А.Висаевым". Ингушетия, 22 марта 2000 г.
204) Интервью Хьюман Райтс Вотч с "А.Байгираевым". Ингушетия, 21 февраля 2000 г.
205) Интервью Хьюман Райтс Вотч с "Я.Тасуевым". Ингушетия, 21 февраля 2000 г.
206) Интервью Хьюман Райтс Вотч с "Р.Висангириевым" (47 лет, имя не разглашается). Ингушетия, 29 марта 2000 г.
207) Интервью Хьюман Райтс Вотч с "З.Алиевым" (33 года, имя не разглашается). Ингушетия, 27 апреля 2000 г.