russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Обеспечение выполнения Россией своих международных обязательств

Соединенные Штаты Америки

В Докладе о правозащитной практике в России в 1998 г. Госдепартамент США указывает, что в России "имеют место заслуживающие доверия сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов регулярно прибегают к пыткам с целью принудить подозреваемых к признанию, а правительство в большинстве случаев не привлекает их к ответственности за такие действия". В докладе описываются различные методы пыток, используемые российской милицией, а также ряд конкретных случаев, широко обсуждавшихся в российской прессе. Признание этих фактов не оказало заметного влияния на политику США по предоставлению России помощи в сфере безопасности. В 1998 г. американская администрация предоставила российским правоохранительным органам в виде программ подготовки и технического содействия помощь на сумму 10 млн. долл. США. Представляется, что США еще не предприняли каких-либо существенных шагов с целью применения поправки Лейхи — законодательного положения, требующего гарантий того, что никакое содействие со стороны США не будет использоваться теми подразделениями сил безопасности, на которых лежит ответственность за грубые нарушения прав человека, пока виновные не предстанут перед судом. По мнению сотрудников Госдепартамента, имплементация данной поправки явно затруднена по причине того, что российская прокуратура не ведет централизованного учета случаев нарушений со стороны сил безопасности. Отойдя от используемой в отношении некоторых других стран практики, Администрация США не поставила предоставление помощи российским правоохранительным органам в зависимость от контроля со стороны Правительства России за нарушениями и предоставления США соответствующей информации. Представляется также, что власти США уделили слабое внимания вопросу об имплементации поправки Лейхи и не смогли обеспечить соответствующих сотрудников посольства США дополнительными средствами, которые могли бы понадобиться с учетом неупорядоченности ситуации в России с охраной правопорядка. Усилия посольства в Москве по выявлению нарушений со стороны сил безопасности были слишком пассивными: посольство ограничилось тем, что признало отсутствие у российских властей системы централизованного ведения конкретной статистики по допускающим нарушения сотрудникам. Власти США, очевидно, не убедили своих собеседников в необходимости ведения такой статистики, и даже не выдвинули это как предварительное условие для оказания помощи в дальнейшем.

В своих программах оказания технического содействия правоохранительным органам американская администрация, как представляется, не проводит в достаточной степени взаимосвязи с правами человека, в особенности — с предупреждением пыток. Среди целей учебных программ даже не упоминается повышение уважения к правам человека, делается лишь ссылка на законность. Программы содействия включают элемент, определяемый как "человеческое достоинство", однако Администрация США, как представляется, не осуществляет мониторинг применения полученных навыков.