russia

Признание любой ценой: Пытки в российской милиции

Юридические аспекты

Расследование заявлений о пытках

В соответствии со статьей 12 КПП государства-участники обязаны проводить быстрое и беспристрастное расследование жалоб о пытках во всех случаях, когда обстоятельства дают "достаточные основания полагать, что пытка была применена". Статья 13 ЕКПЧ требует от государств-участников предоставления "эффективных средств правовой защиты перед национальными властями" каждому, чьи изложенные в Конвенции права и свободы были нарушены. Помимо этого, Европейский суд по правам человека установил, что статья 1 ЕКПЧ в сочетании со статьей 3 требует проведения эффективного расследования заявлений о пытках во всех случаях, когда такое заявление "подлежит выяснению".161 Так, в деле Ассенов и др. против Болгарии суд постановил:

Суд считает, что в данных обстоятельствах, когда лицо выдвигает подлежащее выяснению заявление о допущенных в отношении него серьезных нарушений в обращении со стороны полиции и других представителей Государства — незаконно и в нарушение статьи 3, данное положение, трактуемое в сочетании с общей обязанностью Государства по статье 1 Конвенции "обеспечивать каждому человеку, находящемуся под его юрисдикцией, права и свободы, изложенные в Конвенции", подразумевает проведение эффективного официального расследования. Данное обязательство ... должно привести к установлению и наказанию виновных.162

Суд обращался к вопросу о необходимости достаточно тщательного и эффективного расследования в контексте ряда дел, в том числе и в упомянутом выше, когда суд установил, что Болгария не обеспечила истцу эффективную правовую защиту. В данном случае прокурорские работники не допросили незамедлительно нескольких свидетелей публичного избиения полицией цыганского подростка. Помимо этого, обвинение на различных этапах без достаточного расследования заключало, что "даже если несовершеннолетнему были нанесены побои, это было вызвано неподчинением полиции" и что они также могли быть нанесены отцом пострадавшего.163

В другом деле (Аксой против Турции) Европейский суд по правам человека постановил, что если при задержании истец был здоров, а при освобождении — травмирован, ответственность за доказывание ложится на правительство:

Когда лицо заключают под стражу здоровым, а на момент освобождения у него обнаруживаются травмы, обязанность предоставления вразумительного объяснения о причинах этих травм ложится на Государство. Невыполнение последним этой обязанности очевидно подпадает под действие статьи 3.164

Статья 13 КПП также обязывает государство гарантировать обеспечение права на подачу жалобы и на защиту от возможных последствий такого обращения.165

Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней ООН также предполагают проведение государством расследования таких случаев или сообщений о них. Действие Принципов однозначно распространяется на случаи смерти в заключении, если имеют место "жалобы родственников или другие достоверные сообщения о наступлении неестественной смерти". Расследование, которое должно быть "тщательным, оперативным и беспристрастным", должно установить "причину, характер и время наступления смерти, ответственно лицо и любую систему или практику, которая могла стать причиной смерти"; его результаты должны быть официально опубликованы в письменном виде.166

В России основная ответственность за обеспечение соблюдения прав человека возложена на прокуратуру, в том числе и в части процессуальных и других прав подозреваемых и обвиняемых в уголовных преступлениях, а также других задержанных. Однако прокуратура играет также ключевую роль в поддержке обвинения, отвечая за ведение следствия по отдельным видам преступлений и представление обвинения в суде. Проведенное Хьюман Райтс Вотч исследование показало, что прокурорские проверки жалоб о пытках носят в большинстве случаев чисто формальный характер, и эффективная правовая защита для пострадавших от пыток отсутствует. В ряде случаев гибели задержанных в заключении, однако, те, на кого было указано как на виновников, были привлечены к ответственности.167


161) Статья 1 гласит: "Высокие Договаривающиеся стороны обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в Разделе I настоящей Конвенции ". Статья 3 гласит: "Никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечным или унижающим достоинство обращению или наказанию".
162) Assenov and Others v. Bulgaria judgement, October 28, 1998, para. 102.
163) Ibid., para. 106.
164) Aksoy v. Turkey judgement, December 12, 1996, para. 61.
165) Статья 13 гласит:
"Каждое государство-участник обеспечивает любому лицу, которое утверждает, что оно было подвергнуто пыткам на любой территории, находящейся под юрисдикцией этого государства, право на предъявление жалобы компетентным властям этого государства и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы. Предпринимаются меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с его жалобой или любыми свидетельскими показаниями ".
166) Пункт 9 Принципов гласит:
Производится тщательное, оперативное и беспристрастное расследование всех подозрительных случаев внезаконных, произвольных и суммарных казней, включая случаи, когда в жалобах родственников или в других достоверных сообщениях говорится о наступлении неестественной смерти в вышеуказанных обстоятельствах. Правительства обеспечивают наличие учреждений и процедур для проведения таких расследований. Цель расследования заключается в установлении причины, характера и времени наступления смерти, ответственного лица и любой системы или практики, которая могла стать причиной смерти. Расследование предусматривает проведение надлежащего вскрытия трупа, сбор и анализ всех вещественных и документальных доказательств и показаний свидетелей. Расследование устанавливает характер смерти: естественная смерть, смерть, наступившая в результате несчастного случая, самоубийство и убийство.
Пункт 17 Принципов гласит:
В течение разумного срока составляется письменный отчет о методах и результатах таких расследований. Отчет незамедлительно предается гласности; он должен содержать информацию о рамках следствия, процедурах и методах, применявшихся для оценки доказательств, а также выводы и рекомендации на основании полученных результатов и применимого законодательства. В отчете должна также содержаться подробная информация о конкретных событиях, которые, как было обнаружено, имели место, а также доказательства, на основании которых получены эти результаты, и фамилии свидетелей, давших показания, за исключением тех из них, личность которых не была предана гласности в целях их защиты. Правительство в течение разумного срока либо дает официальный ответ на этот отчет о расследовании, либо сообщает, какие меры были приняты в связи с ним.
167) См. ниже: "Ответственность". Пострадавшие от пыток могут также обращаться к Уполномоченному по правам человека в России, однако пока неясно, насколько эффективен этот институт правовой защиты.