Беларусь

Подавление гражданского общества

Монополизация средств массовой информации

«Каждый имеет право на свободу выражения; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи всякого рода, независимо от границ, устно, в письменной или печатной форме, в виде произведений искусства или любым другим избранным способом.» Статья 19 (2) Международного пакта о гражданских и политических правах.15

«Монополизация средств массовой информацией государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.» Статья 33 (3) Конституции Республики Беларусь.

«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.» Статья 34 (1) Конституции Республики Беларусь.

Во время второго раунда президентской предвыборной кампании июля 1994 г. президент Лукашенко обещал, что в случае его избрания он устранит государственную монополию на средства массовой информации, запретит политическую цензуру и преследование журналистов и разрешит независимое распространение информации, свободное от государственного вмешательства.16 Он построил свою кампанию на мощной платформе борьбы с коррупцией, где независимые средства массовой информации составляли неотъемлемую часть. В то время белорусские средства массовой информации подвергались цензуре со стороны администрации премьер-министра Кебича, который, в попытке заставить замолчать критические голоса в ходе кампании, снимал с эфира радиопрограммы и запретил печатать независимые газеты. Ожидалось, что если к власти придет Лукашенко, такая практика правительства будет достоянием прошлого.

Тем не менее, последующее президентство Лукашенко принесло с собой резкое ограничение свободы для средств массовой информации. Государственная монополия на СМИ продолжается и фактически усугубилась; сейчас правительственные указы блокируют или запрещают независимое распространение информации как внутри Беларуси, так и через ее границы; независимые средства массовой информации стали объектом государственной цензуры, административного преследования вплоть до прямого закрытия. В дополнение к административным мерам, существует множество свидетельств проводимой правительством активной и грубой кампании физических нападений на журналистов и их запугивания. За три года правления администрации Лукашенко серии репрессивных мер подверглись вначале государственные СМИ, затем независимые средства массовой информации и, наконец, иностранные СМИ — наиболее известны случаи с российским телевидением. Данные меры распространялись на все виды СМИ: печать, радио, телевидение, телекоммуникации и Интернет. В результате создания этой атмосферы страха СМИ теперь, как правило, практикуют «внутреннюю цензуру», чтобы не конфликтовать с правительственной доктриной. Эта исподволь распространяющаяся монополизация лишила белорусское население — за исключением небольшого числа жителей Минска — объективной информации об их стране, и взамен ежедневно кормит их проправительственной, пролукашенковской пропагандой.17

[Незадолго до ноябрьского референдума 1996 г. президент] ... выступая по телевидению, сказал: «Уважаемые сограждане! Ну, я не знаю, этот Верховный Совет, ну как с ним бороться? Вы ведь знаете, что они приняли закон: в 35 лет уходят на пенсию.» И народ думает: «ну, как так!? Я тут корчусь в шахтах солигорских, я трясусь за штурвалом трактора и ухожу в шестьдесят, а эти сидят, ничего не делают и уходят в 35 лет!»

По словам Лебедько, депутаты могут уйти на пенсию, проработав тридцать пять лет в парламенте, а не в возрасте тридцати пяти лет. Из интервью Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки и Мемориала с Анатолием Лебедько, 6 апреля 1997 г.


15) Беларусь ратифицировала МПГПП в 1973 г.
16) Информационное агентство Белапан, цитируется по обзору мировых новостей Би-би-си (SWB) от 25 июня 1994 г.
17) Помимо монополизации информационного потока и попыток изолировать независимые средства массовой информации, президент Лукашенко использует государственные СМИ для дискредитации оппозиции, участников демонстраций, негосударственного сектора и независимых средств массовой информации — как один из способов очернения их клеймят как «врагов народа». Например, власти многократно заявляли, что Белорусский народный фронт (БНФ) платит детям за участие в демонстрациях, что отрицают как члены БНФ, так и молодые демонстранты. 9 апреля 1997 г. белорусские государственные СМИ сообщили, что президент Лукашенко, выступая перед председателями колхозов Западной Беларуси, сказал, что «дикость», которую они видели по российскому телевидению после демонстрации 2 апреля 1997 г., не имела место на самом деле, а была инсценирована российскими телевизионными станциями (см. Newsline радио «Свободная Европа»/радио «Свобода», электронный дайджест новостей, часть 2, от 10 апреля 1997 г.). Анатолий Лебедько, член Верховного Совета тринадцатого созыва, в разговоре с представителями Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки привел пример того, как президент Лукашенко пытается дискредитировать депутатов Верховного Совета тринадцатого созыва в глазах людей.