Таджикистан

ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ХЬЮМАН РАЙТС ВОТЧ - 2007

Январь 2007 г.

Таджикистан

В 2006 г. ситуация с правами человека в Таджикистане продолжала ухудшаться. В преддверии ноябрьских президентских выборов власти оказывали давление на независимые СМИ и арестовывали представителей политической оппозиции. Своих кандидатов выставили пять партий, однако оппозиция оставалась слабой и раздробленной и не представляла серьезной угрозы переизбранию Э.Рахмонова. 9 августа умер председатель Партии исламского возрождения Саид Абдулло Нури, в результате чего ПИВТ осталась без единого руководства и в сентябре решила не выставлять своего кандидата на президентских выборах. От участия в выборах по принципиальным соображениям отказались и еще две крупные оппозиционные силы: Демократическая партия Таджикистана и Социал-демократическая партия.

Продолжались гонения на независимые СМИ, которым произвольно отказывали в предоставлении новых и продлении действующих лицензий на вещание; частные телеканалы были вынуждены платить запретительно высокие лицензионные и технические сборы. Обеспокоенность властей зарубежным финансированием неправительственных организаций и предполагаемым ростом исламского экстремизма вызвала появление двух законопроектов, чреватых негативными последствиями для свободы ассоциации и религии.

Президентские выборы

Несмотря на заявления президента Э.Рахмонова о том, что ноябрьские президентские выборы будут свободными, прозрачными и демократическими, ОБСЕ отметила, что "они характеризовались явным отсутствием реальной конкуренции", указав также на то, что "серьезной проблемой оставалось голосование за других лиц и за родственников". Э.Рахмонов был впервые избран президентом в 1994 г. и с тех пор остается бессменным руководителем страны. На референдуме в июне 2003 г. он обеспечил себе возможность переизбрания на третий и четвертый срок и, теоретически, имеет шанс оставаться у власти до 2020 г.

Политические аресты

В 2006 г. власти продолжали оказывать давление на оппозицию, несколько человек были арестованы, один член ПИВТ умер при сомнительных обстоятельствах. В феврале бывший оппозиционер Тоджиддин Абдурахмонов был осужден на 16 лет по делу об участии в преступной группе, убийстве, хранении оружия и подделке документов. Сам он виновным себя не признал. В мае активист ПИВТ Садулло Марупов якобы покончил с собой, выпрыгнув из окна третьего этажа здания милиции в Исфаре. Причины ареста Марупова до настоящего времени остаются неясными. В ПИВТ утверждали, что при вскрытии были выявлены следы прижизненного недозволенного обращения. Впоследствии в связи с этим инцидентом были арестованы двое сотрудников милиции.

Как сообщалось, в отношении Саида Абдулло Нури в мае было возбуждено уголовное дело за клевету в связи с его заявлениями о коррупции, которое на момент его смерти в августе еще не было завершено.

Изолированное содержание под стражей осужденного лидера оппозиции

В конце июня заместитель председателя Демократической партии Таджикистана Джумабой Ниезов обвинил власти в попытке содержания в полной изоляции лидера ДПТ Махмадрузи Искандарова, осужденного в октябре 2005 г. на 23 года по делу о терроризме. Ниезов утверждал, что после суда Искандарову не дают свиданий ни с родственниками, ни с адвокатами. В тот момент Искандаров все еще содержался в изоляторе Минюста, хотя уже должен был отбывать приговор в колонии.

Неправительственные организации

Правительство продолжало линию на подавление НПО, получающих зарубежное финансирование, в особенности после андижанских событий в Узбекистане и "революции тюльпанов" в Киргизии. 2 декабря 2005 г. правительством был внесен проект закона "Об общественных организациях (объединениях)", направленный на дальнейшее ограничение деятельности неправительственных организаций. Предполагалось ввести обязательную государственную регистрацию общественных организаций и перерегистрацию существующих в трехмесячный срок. Правительство должно было получить избыточные полномочия по контролю за деятельностью НПО. На момент подготовки настоящего доклада рассмотрение законопроекта в парламенте было отложено.

Свобода СМИ

В феврале Министерство связи обнародовало план (на момент подготовки настоящего доклада еще не реализованный) создания единого государственного центра связи, который должен обслуживать всех инетрнет-провайдеров и операторов сотовой связи. 5 октября министерство заблокировало доступ к пяти веб-сайтам, заявив, что они создают угрозу "информационной безопасности Республики Таджикистан". Все эти сайты (centrasia.ru, ferghana.ru, tajikistantimes.ru, charogiruz.ru, arianastorm.com) часто публикуют критические материалы, и многие расценили этот шаг властей как политически мотивированный. После решительных протестов НПО и международного сообщества 11 октября доступ был восстановлен.

В январе был фактически закрыт единственный в столице независимый телеканал "Сомониен" за неуплату лицензионных сборов, которые на 80% превышали первоначально оговоренные. Владелец телеканала Икром Мирзоев утверждал, что его наказывают за допуск в эфир оппозиционных партий на парламентских выборах февраля 2005 г. По данным лондонского Института освещения войны и мира, Министерство связи в судебном порядке пыталось и с других независимых телеканалов взыскивать лицензионные сборы, доходившие до 4 тыс. долл. США; к моменту составления настоящего доклада обанкротились уже три телеканала на севере страны. Одновременно государственным информагентствам было на четверть увеличено финансирование.

10 января на территории Таджикистана было приостановлено FM-вещание Би-би-си в связи с новым порядком, обязывающим иностранные радиостанции получать регистрацию в Министерстве юстиции и лицензию в Комитете по телерадиовещанию. Би-би-си было предоставлено 20 дней на прохождение процедуры, которая обычно занимает до полугода. В Минюсте отрицали наличие в этом деле политических мотивов. В июне, как сообщалось, вопрос с регистрацией был решен, однако когда а августе Би-би-си обратилась за лицензией на вещание, Комитет по телерадиовещанию отказал в удовлетворении заявки, сославшись на отсутствие взаимной договоренности с Великобританией.

18 сентября в Курган-Тюбе были задержаны и допрошены корреспондент Радио Свобода Носир Мамурзода и корреспондент информагентства "Авеста" Джамолиддин Сайфиддинов, готовившие материалы о принудительном направлении учащихся на хлопковые плантации. По словам Мамурзоды, их отпустили, предупредив о нежелательности обнародования информации, которая "может дестабилизировать страну".

Свобода религии

В марте правительство подготовило проект закона "О свободе совести и религиозных объединениях", предполагающий серьезные ограничения в области религии, однако на момент подготовки настоящего доклада голосование в парламенте было отложено из-за резкой критики со стороны религиозных общин. Законопроект предусматривал обязательную регистрацию религиозных объединений (для чего необходимо не менее 200 подписей), контроль государства за религиозным образованием, обязательное наличие у всех духовных лиц признаваемого государством высшего образования, ограничение числа мечетей и контроль властей за паломничеством в Мекку. Предлагалось также запретить прозелитизм, религиозное обучение для детей младше семи лет, создание иностранцами религиозных объединений.

В феврале власти приступили к сносу единственной оставшейся в Таджикистане синагоги, мешающей строительству в Душанбе Дворца наций - новой президентской резиденции. Синагога является центром общины бухарских евреев. Часть комплекса действительно была снесена, однако дальнейшие работы были остановлены из-за международных протестов. Правительство не выплатило никакой компенсации, вопрос о судьбе синагоги на момент подготовки настоящего доклада оставался открытым.

Ключевые международные игроки

В сентябре в рамках встречи глав правительств Шанхайской организации сотрудничества Таджикистан посетил председатель Госсовета КНР Вэнь Цзябао. В ходе визита был подписан ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве. В июне между Таджикистаном и Китаем было заключено соглашение о реконструкции автодороги Душанбе-Чанак, на реализацию которого китайская сторона выделила долгосрочный кредит в размере 281 млн. долл. США.

Соединенные Штаты в попытке расширить свое присутствие в Центральной Азии предлагали Таджикистану помощь в области безопасности и развития. В мае Душанбе посетил зам. госсекретаря Р.Баучер, в июле - министр обороны Д.Рамсфелд. Оба подчеркивали заинтересованность Вашингтона в развитии сотрудничества в области безопасности и экономики, не акцентируя проблем с правами человека. В марте было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в обеспечении охраны границы и в правоохранительной области.

В августе для участия в межпарламентском форуме Душанбе посетил председатель российского Совета федерации С.Миронов, визит которого многие наблюдатели расценили как демонстрацию поддержки Э.Рахмонова накануне ноябрьских президентских выборов. Сам Э.Рахмонов тогда же назвал Россию главным стратегическим союзником Таджикистана. В августе он встретился и с президентом России В.Путиным.

Таджикистан оставался крупнейшим получателем европейской помощи в расчете на душу населения, хотя в июне программа гуманитарной помощи была прекращена (под завершение было выделено 6,4 млн. долл.) В мае на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене Евросоюз приветствовал обещание Э.Рахмонова обеспечить свободный, прозрачный и демократический характер ноябрьских президентских выборов, отметив при этом, что укрепление власти в Таджикистане происходит за счет прозрачности, демократических реформ и независимого гражданского общества.