Грузия

ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ХЬЮМАН РАЙТС ВОТЧ - 2007

Январь 2007 г.

Грузия

Правительство Грузии не устает с гордостью говорить о своей приверженности законности и правам человека, однако практика остается неоднозначной. Политическими приоритетами по-прежнему являются восстановление территориальной целостности и борьба с организованной преступностью. С декабря 2005 г. власти усилили наступление на преступность и взяли курс на ликвидацию власти криминальных авторитетов, в том числе в пенитенциарной системе, что приводило к более частому применению силы для подчинения или наказания заключенных. Серьезной проблемой в 2006 г. оставалась безнаказанность сотрудников правоохранительных органов, которые лишь в редких случаях становились фигурантами реальных расследований. Исполнительная власть оказывала серьезное воздействие на судебную систему и предпринимала шаги по ограничению свободного выражения мнений. Некоторые правозащитные группы сообщали о притеснениях со стороны властей.

Условия содержания в тюрьмах, силовое реагирование, пытки и недозволенное обращение

Большая часть заключенных (примерно 63% от их общего числа приходится на лиц в предварительном заключении) содержатся в антисанитарных условиях в переполненных и душных камерах. Они не получают достаточного питания и адекватной медицинской помощи, не имеют нормального доступа к информации и ограничиваются в свиданиях с родственниками; в 2006 г. некоторые неделями или месяцами не имели возможности выйти из камеры для физических упражнений или прогулки на свежем воздухе. В некоторых случаях условия содержания могли быть квалифицированы как унижающее достоинство обращение.

После декабря 2005 г. в тюремных учреждениях отмечалась заметная эскалация насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. Задержанные и заключенные сообщали о частых продолжительных побоях и унижающем достоинство обращении, таком как неоднократные обыски с раздеванием. В некоторых случаях такое обращение доходило до уровня пыток. При подавлении беспорядков в пенитенциарных учреждениях неоднократно применялась сила. В ходе беспорядков 27 марта в тбилисской тюрьме № 5 в результате применения спецназом автоматического оружия было убито по меньшей мере семь заключенных.

Как и годом ранее, имели место случаи убийства подозреваемых сотрудниками правоохранительных органов в ходе спецопераций и при задержании. В 2006 г. было убито 17 подозреваемых, на теле одного из них было зафиксировано больше 50 огнестрельных ранений.

Правительство так и не приступило к решению застарелой проблемы безнаказанности за применение избыточной силы сотрудниками правоохранительных органов. Высокопоставленные чиновники, включая президента и министра внутренних дел, в своих публичных заявлениях не осуждали применение огнестрельного оружия, вместо этого высоко отзываясь о профессионализме силовиков. В конце ноября Генеральная прокуратура сообщила о расследованиях, проводимых по фактам гибели 13 человек в ходе спецопераций, однако на момент подготовки настоящего доклада оценить эффективность этих расследований не представлялось возможным. В течение трех месяцев Генеральная прокуратура не приступала к расследованию обстоятельств подавления 27 марта беспорядков в тбилисской тюрьме № 5; все это время Министерство юстиции занималось исключительно проверкой версии об организации бунта. Расследования по фактам пыток и недозволенного обращения в пенитенциарной системе не отличаются оперативностью, не соответствуют международным стандартам эффективности или не возбуждаются вовсе.

После ссоры с высокопоставленными сотрудниками МВД, возникшей в январе в одном из тбилисских баров у 28-летнего руководителя международного департамента Объединенного банка Грузии Сандро Гиргвлиани, банковский служащий был найден мертвым на окраине Тбилиси со следами побоев на теле. В июле по этому делу четверо сотрудников МВД были осуждены к лишению свободы, однако многие наблюдатели считали, что приказ похитить и избить Гиргвлиани исходил от поссорившихся с ним высоких полицейских чинов, которые к уголовной ответственности не привлекались.

Независимость судебной системы

Принятые в начале 2004 г. поправки к конституции расширили полномочия президента по назначению и увольнению судей. После этого правительство занялось коррупцией в судебной системе, однако процедура отстранения от должности обвиняемых в коррупции судей отличалась недостаточной прозрачностью и отсутствием процессуальных гарантий. В 2005 г. целому ряду судей был предложен выбор: уйти в отставку добровольно или предстать перед дисциплинарной коллегией. В результате последовала отставка 21 из 37 членов Верховного суда. В отношении 9 судей, отказавшихся писать заявление по собственному желанию, в декабре 2005 г. было возбуждено дисциплинарное расследование, по итогам которого их полномочия были приостановлены. В ходе этих расследований рассматривались не столько собственно дисциплинарные вопросы этики или поведения, сколько трактовка тем или иным судьей действующего законодательства. 10 августа решением Дисциплинарной палаты Верховного суда все они были окончательно лишены судейских полномочий. Все это не прошло незамеченным для вновь назначенных и действующих судей, которые теперь имеют все основания считать свое положение шатким, а решения - подлежащими согласованию с исполнительной властью.

Свобода выражения мнений

29 июня пятеро активистов НПО "Институт равенства" пикетировали здание Апелляционного суда в Тбилиси, где слушалось дело двух журналистов. Сотрудники охраны суда задержали активистов и затащили их в здание, причинив травмы двоим. Все пятеро немедленно получили по 30 суток административного ареста за препятствование работе суда. Через десять дней после освобождения один из них - Лаша Чхартишвили был вновь задержан во время пикета и получил двое суток ареста за якобы оскорбление сотрудника полиции. При этом на видеосъемке пикета никаких нарушений со стороны Чхартишвили не просматривалось.

6 июля в прямом эфире программы, посвященной убийству Гиргвлиани, ведущая популярного политического ток-шоу на телеканале "Рустави-2" Эка Хопериа заявила, что уходит в знак протеста против настойчивых предложений властей изменить формат ее передачи.

26 августа владелец "Рустави-2", который считается близким другом министра обороны И.Окруашвили, уволил генерального директора телеканала, назначив на его место Кобу Даварашвили, до этого возглавлявшего связанное с правительством рекламное агентство и считающегося близким другом руководителя президентской администрации. В ответ значительная часть журналистов телеканала немедленно объявила забастовку, а 8 сентября шесть человек уволились, заявив, что не намерены поступаться журналистской объективностью. В ноябре "Рустави-2" был продан, по сведениям - под давлением, а вскоре последовала отставка министра обороны.

29 июля Ираклий Батиашвили - бывший министр госбезопасности, один из лидеров оппозиционного движения "Вперед, Грузия!" был арестован по обвинениям в недонесении о преступлении и пособничестве попытке государственного переворота. Ему вменялось оказание "интеллектуальной помощи" полувоенным формированиям Эмзара Квициани. В то время как вопрос о наличии в действиях Батиашвили состава преступления на момент подготовки настоящего доклада оставался открытым, ему, в частности, инкриминировались заявления на телевидении, которые полностью или частично могут быть законным выражением своего мнения.

Правозащитники

Несколько правозащитников сообщали о случаях притеснений в начале 2006 г. В январе высокопоставленные чиновники, в том числе министр обороны, публично обвинили руководство Грузинской ассоциации молодых юристов в политической ангажированности и в нецелевом использовании 12 млн. долл. США. Должностные лица, которые сами являются членами ассоциации, потребовали отставки ее руководства. В ассоциации утверждали, что скандал был связан с критикой политики правительства.

1 и 2 февраля в офис Центра информации и документации по правам человека якобы с целью ознакомления с деятельностью организации приходили сотрудники МВД, угрожавшие нескольким сотрудникам. 7 февраля сотрудник департамента по борьбе с терроризмом предложил директору Центра Уче Нануашвили прибыть в министерство для обсуждения его организации с руководством МВД. На требование Нануашвили представить официальную повестку этот сотрудник ответил отказом, пригрозив доставить директора силой. Нануашвили так и не явился в МВД, никаких санкций не последовало.

Ключевые международные игроки

24 января Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по Грузии, в которой отмечалось, что несмотря на определенные законодательные реформы, этой стране еще только предстоит "обеспечить конкретные результаты в большинстве областей". ПАСЕ призвала Грузию в приоритетном порядке заняться вопросами ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, обеспечения независимости судебной системы, искоренения пыток в тюрьмах и проведения политики "нулевой толерантности" в отношении безнаказанности за пытки и недозволенное обращение. В июле Грузию посетил комиссар Совета Европы по правам человека, уделивший значительное внимание условиям содержания заключенных.

В мае ситуация в Грузии рассматривалась Комитетом ООН против пыток, который отметил как некоторый прогресс, так и целый ряд проблем, в том числе применение сотрудниками правоохранительных органов избыточной силы, пыток и других видов недозволенного обращения на фоне незначительного числа обвинительных приговоров по таким случаям; была также выражена озабоченность условиями содержания заключенных. Комитет призвал обеспечить расследование по всем заявлениям о пытках и недозволенном обращении и принять системные меры по решению проблемы перенаселенности тюрем.

В 2006 г. Евросоюз и Грузия подписали План действий в рамках Политики европейского соседства, призванный служить рамочной основой отношений с ЕС на пятилетний период. В плане изложены шаги, которые Тбилиси предстоит предпринять в самых различных областях, включая законность, демократизацию, развитие экономики и предпринимательства, торговлю, энергетику, урегулирование внутренних конфликтов.

США продолжали оказывать Тбилиси заметную публичную поддержку. Президент М.Саакашвили посещал Вашингтон в июле и сентябре. В связи с этими визитами президент Дж.Буш высоко оценивал приверженность грузинского правительства демократии и экономическим реформам и выражал поддержку стремления Грузии стать членом НАТО.